Сибирские огни, 1981, № 4

Виталий Коржев • г СТИХИ и - ДЕНЬ БЫСТРОТЕКУЩИЙ... Острому глізу художника, конечно же, зримы «разных красок переливы, оттенки все и все тона» окружающего мира. Од­ нако когда поэт Иван Ветлугин, не согла­ шаясь полутонами «главной сути приглу­ шать», заявляет о своем стремлении «вна­ чале увидеть главные цвета»,— мы понима­ ем, что речь тут идет не о художнической палитре автора вообще, а об отношении его к явлениям иного, более глобального, со­ циального порядка. В самом деле: К р а с н ы н а д Родиной знамена, ч е р н ы — у в с е х ее в р а го в . И здесь уже определенно не может быть полутонов. («Главные цвета»). Откровенная социально-политическая по­ доплека и символика этой декларации мо­ жет вызвать (кстати, и вызывала в критике ') нарекания в плакатном решении автором важной темы. И если бы поэт свое верно сформулированное идейно-этическое кредо не претворил образно, в стихах с убеди­ тельной художественно - психологической мотивировкой и нюансировкой, то подобные упреки в его адрес были бы не безоснова­ тельными. К счастью, декларированная им гражданская, патриотическая позиция, ко­ торую, безусловно, негоже размывать «по­ лутонами», находит в стихах достойное по­ этическое обоснование и отражение. Вот пример. Проще всего определить мысль стихотворения «Ходики» таким обра- ' См., например: Ал М и х а й л о в Живут» на Руси поэты. М., «Современник», 1073, стр. 206. 12* Пиши, как в партийную пишут газету и как в д н евш яо вую пишут тетрадь. И ван В е т л у г и н . зомт автору .(то бишь — лирическому ге­ рою), мол, даже ход комнатных часов слы­ шится все нарастающим грохотом Времени, как будто гиря скромных ходиков «трево­ гами всего большого мира, а не 'песком простым начинена». Идейно-психологиче­ ские параллели здесь очевидны: не камер­ но-комнатный, но весь большой мир вол­ нует нашего современника и т. п. Но это — только один из аспектов сти­ хотворения. Его идею невозможно уяснить в отрыве от «главной сути» предыдущего стихотворения (а обе вещи обычно публи­ куются поэтом рядом, в одном и том же разделе сборников). Два цвета, господствующие в современ­ ном мире, делят нашу планету на противо­ положные и противоборствующие части, вынужденно, хотя и необходимо, сосущест­ вующие в одном времени. Но «красныйіг и «черный» цвета так различны меж собой, как день и ночь (сравните фольклорное: «красный день» и «черная ночь»), так не­ совместимы и непримиримо враждебны друг другу, что кажется: и время дало «трещину»,— «секунды расщепляются, как атомы в таинственном урановом котле». И маятника легкая планета под эти неумолчные «тик-так» то весело летит в полоску света, то грузно погружается во мрак. Сложную образную вязь стихов нелегко перевести на язык публицистики, многое угадывается лишь подтекстно; в целом же попытку поэта социально-философски ос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2