Сибирские огни, 1981, № 4

А Л Е К С А Н Д Р С М Е Р Д О В І74 общем плане и процессе воспитания и ста­ новления нового советского человека. О романе «Отец и сын», появившемся в свет в середине 60-х годов, сам автор вы­ сказался так: «Мой роман — попытка ху­ дожественными средствами исследовать сложные судьбы людей, выявить и очер­ тить приметы конкретного времени... Васю- ган и сейчас не обжит. Но он находится на­ кануне великих перемен. Там обнаруже­ ны... нефть, газ, торф. Я убежден, что пройдет совсем немного лет, и о Васюга- не — этой безлюдной таежной реке за­ говорит вся страна... Думаю на этот счет так: будущее не бывает без настоящего и прошлого. Рассказав о прошлом Васюгана, буду тщательно следить за тем, как он движется по направленному пути к своему будущему... Мысль о новом романе, в ко­ тором была бы прослежена История не­ которых героев «Отца и сына», все больше захватывает меня...» Однако этим «новым романом» явилась «Сибирь», как уже сказано, по времени и месту действия, употребляя геодезический термин, «привязанная» к «Строговым», пред­ варяющая «Отца и сына» и «Соль земли», но воссоединяющая, цементирующая все четыре произведения в единое и цельное эпическое, социально-историческое полот­ но главной, «все больше и больше захва­ тывающей» писателя мыслью — необъятной и неисчерпаемой не только для одного ро­ маниста, а и всей нашей советской литера­ туры темой, идеей борьбы большевистской партии и народа за революционное пере­ устройство, социалистическое преображе­ ние и великое будущее сокровищной си­ бирской земли, всей Страны. Следуя своему выверенному убеждению, что «будущее не бывает без настоящего и прошлого», все время обогащаемый и волнуемый новыми и необычными явлени­ ями и процессами, свершениями нашей действительности, общенародной жизни, возвращаясь в прошлое и заглядывая ё бу­ дущее, автор «Сибири» этим произведени­ ем не повторяет, а раздвигает, углубляет и развивает содержание своих, предыдущих романов в свете новых, открывающихся пе­ ред ним социальных, идейных и художест­ венных обобщений и перспектив. В самом деле, есть много родственного между «Строговыми» и «Сибирью», Скажем, в об­ разах основных героев и многих действу­ ющих лиц: Матвея Строгова и вводящего его в революционное дело большевика- подпольщика Беляева, Поли Горбяковой и профессионального революционера Акимо­ ва — Гранита, необычайно живых, самобыт­ ных, мудрых и великодушных их «пособни­ ков из народа» — старых таежных охотни­ ков дедов Фишки и Федота Федотыча и других,— равно как имеют много общего основные коллизии романов «Соль земли» и «Сибирь», связанные с раскрытием и освоением природных богатств и перспек­ тивами развития производительных сил родного края. Но эти преемственные «пер- воистоки» и «сходства» образов, художе­ ственного опосредствования исторического и жизненного материала свидетельствуют не о повторении и дополнении, даже не о дальнейшем развитии «по восходящей спи­ рали», как это нередко бывает в литерату­ ре, уже достаточно глубоко разработанной и полнокровно отображенной главной, по­ жизненно родной и близкой писателю те­ мы и проблематики, а прежде всего о мощ­ ности и многообразии самой первоосновы всего его творчества, о следовании веду­ щим идеям и принципам партийности, со­ циалистического реализма. Это качественно новое и зрелое, все более и более захва­ тывающее художника видение, познание и осмысление им прошлого, настоящего и будущего С высоты сегодняшней жизни, небывало стремительно развивающейся со­ временности. Видимо, уже «захваченный» Целиком замыслом «нового романа», писа­ тель в конце 60-х и Начале 70-х годов со­ вершил ряд путешествий по Сибири, по «земле отцов», выступая в «Правде» и дру­ гой периодике с «попутными» очерками и публицистическими заметками, как всегда полными волнующих его «родных сибир­ ских» и общенародных насущных и назре­ вающих социальных и экономических проб­ лем и предвидений, впечатлений и размыш­ лений, связанных со встречами и со старыми и новыми, будущими героями своих про­ изведений. В статье из этого цикла — «В поисках поэзии и правды» Марков страстно и убеж­ денно утверждает и призывает: «Нельзя пи­ сать, не познавая Родины, не познавая жиз­ ни, ее людей, не видя полей и лесов, мо­ рей и рек, не слыша свиста степных вет­ ров, не зная запахов родной земли. И познание это должно быть постоянным и непрерывным, как непрерывна сама жизнь». И в этом он видит не только для себя, а и для всей нашей литературы главные жизненные и творческие истоки, неисчер­ паемые кладовые «поэзии и правды», за­ лог художественного постижения и ото­ бражения действительности, служения об­ щенародному делу. В другой из этих статей — «Открытие века» (1969 г.), посвященной величайшему преображению земли сибирской наших дней, он писал: «Мы часто говорим о дол­ ге писателя перед читателями, перед на­ родом. Быть может, нигде так не чувству­ ешь, что приходит время оплачивать этот долг, как здесь, когда видишь потрясающие воображение перемены, Сплетение харак­ теров, красоту человеческого подвига, глу­ бины психологических переживаний, дра­ матизм коллизий, вызываемых борьбой с природой, столкновениями научных точек зрения... Поезжайте. Посмотрите. Убежден, появится острое желание взяться за перо...» И можно понять несколько необычную для спокойной, вдумчиво-сдержанной ма­ неры и Интонации Маркова взволнован­ ность, даже возвышенность утверждения в этой статье: «Западная Сибирь с ее... бо­ гатствами нефти, газа, железных руд, вод­ ных ресурсов, леса, сельскохозяйственных угодий — счастье нашей страны». К это­ му гордому, счастливому ощущению при­ частности к великому «открытию века»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2