Сибирские огни, 1981, № 4
А Л Е К С А Н Д Р С М Е Р Д О В І74 общем плане и процессе воспитания и ста новления нового советского человека. О романе «Отец и сын», появившемся в свет в середине 60-х годов, сам автор вы сказался так: «Мой роман — попытка ху дожественными средствами исследовать сложные судьбы людей, выявить и очер тить приметы конкретного времени... Васю- ган и сейчас не обжит. Но он находится на кануне великих перемен. Там обнаруже ны... нефть, газ, торф. Я убежден, что пройдет совсем немного лет, и о Васюга- не — этой безлюдной таежной реке за говорит вся страна... Думаю на этот счет так: будущее не бывает без настоящего и прошлого. Рассказав о прошлом Васюгана, буду тщательно следить за тем, как он движется по направленному пути к своему будущему... Мысль о новом романе, в ко тором была бы прослежена История не которых героев «Отца и сына», все больше захватывает меня...» Однако этим «новым романом» явилась «Сибирь», как уже сказано, по времени и месту действия, употребляя геодезический термин, «привязанная» к «Строговым», пред варяющая «Отца и сына» и «Соль земли», но воссоединяющая, цементирующая все четыре произведения в единое и цельное эпическое, социально-историческое полот но главной, «все больше и больше захва тывающей» писателя мыслью — необъятной и неисчерпаемой не только для одного ро маниста, а и всей нашей советской литера туры темой, идеей борьбы большевистской партии и народа за революционное пере устройство, социалистическое преображе ние и великое будущее сокровищной си бирской земли, всей Страны. Следуя своему выверенному убеждению, что «будущее не бывает без настоящего и прошлого», все время обогащаемый и волнуемый новыми и необычными явлени ями и процессами, свершениями нашей действительности, общенародной жизни, возвращаясь в прошлое и заглядывая ё бу дущее, автор «Сибири» этим произведени ем не повторяет, а раздвигает, углубляет и развивает содержание своих, предыдущих романов в свете новых, открывающихся пе ред ним социальных, идейных и художест венных обобщений и перспектив. В самом деле, есть много родственного между «Строговыми» и «Сибирью», Скажем, в об разах основных героев и многих действу ющих лиц: Матвея Строгова и вводящего его в революционное дело большевика- подпольщика Беляева, Поли Горбяковой и профессионального революционера Акимо ва — Гранита, необычайно живых, самобыт ных, мудрых и великодушных их «пособни ков из народа» — старых таежных охотни ков дедов Фишки и Федота Федотыча и других,— равно как имеют много общего основные коллизии романов «Соль земли» и «Сибирь», связанные с раскрытием и освоением природных богатств и перспек тивами развития производительных сил родного края. Но эти преемственные «пер- воистоки» и «сходства» образов, художе ственного опосредствования исторического и жизненного материала свидетельствуют не о повторении и дополнении, даже не о дальнейшем развитии «по восходящей спи рали», как это нередко бывает в литерату ре, уже достаточно глубоко разработанной и полнокровно отображенной главной, по жизненно родной и близкой писателю те мы и проблематики, а прежде всего о мощ ности и многообразии самой первоосновы всего его творчества, о следовании веду щим идеям и принципам партийности, со циалистического реализма. Это качественно новое и зрелое, все более и более захва тывающее художника видение, познание и осмысление им прошлого, настоящего и будущего С высоты сегодняшней жизни, небывало стремительно развивающейся со временности. Видимо, уже «захваченный» Целиком замыслом «нового романа», писа тель в конце 60-х и Начале 70-х годов со вершил ряд путешествий по Сибири, по «земле отцов», выступая в «Правде» и дру гой периодике с «попутными» очерками и публицистическими заметками, как всегда полными волнующих его «родных сибир ских» и общенародных насущных и назре вающих социальных и экономических проб лем и предвидений, впечатлений и размыш лений, связанных со встречами и со старыми и новыми, будущими героями своих про изведений. В статье из этого цикла — «В поисках поэзии и правды» Марков страстно и убеж денно утверждает и призывает: «Нельзя пи сать, не познавая Родины, не познавая жиз ни, ее людей, не видя полей и лесов, мо рей и рек, не слыша свиста степных вет ров, не зная запахов родной земли. И познание это должно быть постоянным и непрерывным, как непрерывна сама жизнь». И в этом он видит не только для себя, а и для всей нашей литературы главные жизненные и творческие истоки, неисчер паемые кладовые «поэзии и правды», за лог художественного постижения и ото бражения действительности, служения об щенародному делу. В другой из этих статей — «Открытие века» (1969 г.), посвященной величайшему преображению земли сибирской наших дней, он писал: «Мы часто говорим о дол ге писателя перед читателями, перед на родом. Быть может, нигде так не чувству ешь, что приходит время оплачивать этот долг, как здесь, когда видишь потрясающие воображение перемены, Сплетение харак теров, красоту человеческого подвига, глу бины психологических переживаний, дра матизм коллизий, вызываемых борьбой с природой, столкновениями научных точек зрения... Поезжайте. Посмотрите. Убежден, появится острое желание взяться за перо...» И можно понять несколько необычную для спокойной, вдумчиво-сдержанной ма неры и Интонации Маркова взволнован ность, даже возвышенность утверждения в этой статье: «Западная Сибирь с ее... бо гатствами нефти, газа, железных руд, вод ных ресурсов, леса, сельскохозяйственных угодий — счастье нашей страны». К это му гордому, счастливому ощущению при частности к великому «открытию века»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2