Сибирские огни, 1981, № 4
МЕРА ЖИЗНИ И ПРАВДЫ 171 работу»: «Строговы» лежат немного не дописанные... мучают меня до слез. Весь замысел давит на меня е чудовищной си лой, и невозможность выразить его не медля придает моим дням драматический оттенок. Но верю, верю а лучшие дни...» С первых дней войны, «ожидания значи тельных событий» на Дальневосточном фронте писателя, журналиста, очевидно, не отпускала эта «тяга к большому» произве дению, позволяющему «высказаться вво лю», то есть в полную силу чувства и-мыс ли, о самом главном — о войне, ставшей «бытом» для всех советских людей, «каж дого заставившей жить не как ои хочет, а как ей, войне, надобно». Очевидно, и в это время писателя «давил замысел» произве дения именно о военных днях, о своих сверстниках, солдатах Красной Армии, го товящихся и рвущихся в решительный бой за Родину,— эта тяга неотступно сопутство вала всей жизни и работе военного коррес пондента Г. Маркова с начала и до конца войны. И лишь наступили долгожданные боевые действия на Забайкальском фронте, уже в боевом походном строю эта накопившаяся, требовавшая немедленного своего выраже ния творческая энергия прорвалась по вестью «Солдат пехоты», первые главы ко торой появились во фронтовой газете «Су воровский натиск» осенью 1945 года, в дни победного завершения второй мировой войны. Это была книга именно о войне как быте, потрясшем до основания весь уклад и строй общенародной и Каждой человече ской жизни и судьбы; повесть рассказывала о рядовых вчерашних тружениках, взявших в руки боевое оружие, готовящихся к смер тельной схватке с врагом, словом, о том, что видел, пережил сам писатель-журна- ‘ лист, политработник Марков за три года ожидания «войны, как сражения», и непос редственного участия в боях. До одержи мости верный жизненной правде, допод линности художественного ее отображения, автор лишь в финале повести показал вступление ее героев в «баталии», их пер вые боевые испытания и подвиги. Эта внутренняя устойчивая «тяга к боль шому» в творческих поисках, чувство от ветственности за свое слово сказались и в том, что повесть «Солдат пехоты» пол ностью появилась лишь в 1948 году в жур нале «Сибирские огни» и отдельным изда нием в Иркутске. Между прочйм, тогда же нашлись досу жие критики, в газетных откликах на «Сол дата...» упрекавшие автора в якобы недос таточном военно-патриотическом накале, излишне приземленном и обытовленном отображении армейской действительности военных дней и переживаний людей, от правляющихся на фронт. Разумеется, были в повести недостатки собственно литературного порядка — газет ная, описательная очерковость, некоторая умозрительная «заданность» характеров и психологических, душевных проявлений ге роев повести, что объяснялось недостатком литературного, да и живого «батального» опыта у автора, фронтовой, походной то ропливостью его письма. Но уж никак нель зя было уличить его а незнании изобража емых им людей и армейских буден, тем более в идейной незрелости или ограничен ности. Лишь два с лишним десятилетия спустя, изменив название повести (она ста ла называться «Орлы над Хинганом»), ав тор сопровождает ее таким предисловием: «Предпринимая переиздание повести, я не считаю возможным подвергать ее каким- либо коренным переделкам, хотя теперь, * когда мой литературный опыт стал богаче, я мог бы, может быть, иные сцены напи сать лучше, глаже. Но( книга эта, на мой взгляд, прежде всего важна своей досто верностью... Я думаю, что мой рассказ о людях « в пределах батальона» даст чита телю верное представление о чертах вре мени и особенностях морального облика советского человека, призванного Родиной на тот пост, который обеспечивал защиту ее великих интересов». Крупномасштабность и дальновидность творческого восприятия и осмысления, ото бражения исторической правды и живой действительности, раскрытия конкретных людских характеров и судеб, исключитель ная взыскательность художника к себе и своему слову, выраженные в давнем, воен ного времени, дружеском письме, нашли свое полнокровное развитие и воплощение в подлинно больших, эпического размаха и звучания произведениях Георгия Маркова, в связанных между собой единой идейной и жизненной основой романах «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын» и особенно в «Сибири». * * * Еще при появлении первых глав нового романа Георгия- Маркова в журнале «Зна мя» (№ 7, 1969) подумалось, что автор, ве роятно, далеко не сразу и не без некото рых колебаний отважился озаглавить свое произведение этим необычайно историче ски, жизненно емким и многозначным, пространственно необъятным словом С И- Б И Р Ь, особенно в его современном и глобальном понятии и звучании. Да и само начало романа как будто не обещало той крупномасштабное™ и многоплановости художественного исследования и претворе ния жизненного исторического и совре менного материала, какое предполагает это заглавие. Действие романа развертыва ется снова в том же, хорошо уже знако мом читателю по предыдущим книгам пи сателя таежном, суровом и глухоманном районе Томского Севера, Среднего При- обья и ограничивается событиями, кругом действующих лиц, так или иначе причаст ных к побегу из нарымской ссылки накану не первой мировой войны одного из «политических» — молодого большевика- подпольщика Ивана Акимова, носящего партийную кличку «Гранит». Последняя, ви димо, 'связана не только с революционной деятельностью и какими-то чертами и каче ствами героя, но и легальной его биогра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2