Сибирские огни, 1981, № 4
170 АЛЕКСАНДР СМЕРДОВ дакцию газеты Забайкальского фронта «На боевом посту», где в звании старшего по- . литрука, а затем капитана и должности спе циального корреспондента, как видно из приписки, он и нес очередное «дежурство по номеру» газеты в день написания ответа на мое письмо. Для пояснения же некоторых, упоминае мых в этом ответе сугубо личных и взаим ных «чувствований и мыслей, множества нерешенных вопросов, связанных прежде всего с собственным местом на планете», видимо, надо сказать о том, что и я в это время находился почти в том же воинском звании и служебном положении, что и Г. Марков — в редакции газеты «Красно армейская» звезда» Сибирского военного округа, жил той же «напряженной жизнью человека, желающего увидеть ту настоя щую меру, которой можно измерить себя», то есть неодолимым, не подчиняющимся сознанию, уставным военнообязанностям стремлением быть там, «где все решается самим ходом жизни» — на переднем крае великой битвы. Разница, может, состояла лишь в том, как позднее вспоминал Г, Мар ков, что в те дни «воинскую службу в За байкалье и на Дальнем Востоке насыщало постоянное о ж и д а н и е значительных со бытий», а в Сибирском военном округе ед ва ли не каждого военнослужащего нестер пимо волновало и мучило о щ у щ е н и е своей «тыловой» отдаленности, даже отре шенности от достигших наивысшего накала и размаха сражений на западных фронтах. Правда, в конце того же 1943 года мне удалось-таки добиться направления в си бирское добровольческое гвардейское со единение, действовавшее в Прибалтике, а Марков «дождался» боевого участия в раз громе Квантунской армии самураев, в осво бодительном походе советских войск через Хинган... Выдержки же из этого давнего письма, «просмотренного военной цензурой», пере дающего переживания, раздумья молодого литератора, призванного в боевой строй, как мне кажется, достаточно живо и дове рительно раскрывают и освещают не толь ко его внутренний мир и творческое фор мирование в один из самых напряжен ных, решающих периодов личной и об щенародной жизни и судьбы, но и те жизненные основы и духовные корни, убеждения и принципы, какими изначально и постоянно питались, развивались и зрели всё его творчество и общественная дея тельность. И, может быть, самое главное и важное: высказанные почти сорок лет назад в этом письме мысли и представле ния молодого Маркова о писательском при звании и долге, соотношении жизненной и художественной правды — звучат, воспри нимаются и сегодня достаточно актуально и дальновидно в приложении не только к творческому пути крупного мастера совре менной художественной прозы и публи цистики, но и касаются насущных идейно творческих проблем советской литературы наших дней. «О войне я пишу и обязан писать», но пока (подчеркнуто мной.— А. С.) моя об ласть война как быт, войну, как сражения, следует оставить за теми, кто это пережил гам, на фронте. Все, что пишу сейчас, не удовлетворяет меня...» Может показаться несколько странным утверждение о «войне как быте», настолько малосовместимы, если не взаимоисключаю щи, эти два понятия — война, с ее всераз- рушающим хаосом и катаклизмами, и быт, предполагающий нечто более или менее устойчивое, во всяком случае больше свя занное с мирным течением человеческого существования. Но следует напомнить, что говорилось это на третьем году всенародной войны, действительно пронизывавшей весь образ и ход жизни не только призванных и сражаю щихся на фронтах, а всех советских людей, в том числе и «ожидающих» в полной бое вой готовности «значительных событий» на дальневосточных рубежах воинов Забай кальского фронта, в строю которых нахо дился Георгий Марков. Именно об этом «быте» военных испытаний и переживаний, напряженного ожидания решающих бое вых действий, очевидно, не только по долгу и обязанности военной службы, главным образом, и писал спецкор «На боевом пос ту» языком жесткой оперативной газетной прозы, категорически отказывая себе в ка ком-либо отступлении от подлинного воен ного быта, и вымышленных «баталиях», каких ему самому «пока» еще не довелось испытать и пережить непосредственно. От сюда и неудовлетворенность всем, что писа лось в эти дни, хотя одновременно не пре рывалась, а продолжалась с обостренной как никогда душевной, творческой интен сивностью та внутренняя «большая литера турная работа», которая стала пожизнен ным призванием и заветной мечтой буду щего романиста: «все время испытываю тягу к большому (выделено мною.— А. С.). Тянет на роман, на повесть — где можно высказаться вволю...» «Тяга к большому» рано проявилась в са мой жизни и мировосприятии будущего пи сателя, она вывела и выдвинула его, млад шего сына таежного охотника и правдолю ба, на передний край борьбы за новый уклад и великие преобразования роднЬго края, сделала комсомольским вожаком и газетчиком. Необычайно накаленные классо выми схватками 30-е годы его комсомоль ской юности, вместе с огромной, в основ ном «самообразовательной» жизненной и партийной школой и закалкой оставили в душе и памяти Георгия Маркова, как у многих из нас, людей этого поколения,— остро ощутимый, долго не заживающий ожог... Но именно в эти «смутные» годы душевных и житейских потрясений и лише ний вызревал и складывался первый и са мый большой замысел начинающего авто ра — писалась и была закончена накануне войны первая книга «Строговых», открыв шая ему путь в большую литературу. На чавшаяся война отодвинула, но не прерва ла ни на один час «большую литературную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2