Сибирские огни, 1981, № 4
166 Л. БАЛАНДИН вил «Иркутскую историю», по тому мето ду, который описывает в своей книге Кне- бель. Очень хотелось бы пригласить ее на постановку, да никак не можем вырвать ее к себе в театр. — Вот вы, Николай Павлович, говорите о режиссерской и актерской импровиза ции. А как к этому методу «опробований» относятся актеры? — Молодежь идет на импровизацию легко, а старики с трудом. Николай Павлович сегодня в ударе, и мы буквально засыпаем его вопросами. — Как вы оцениваете свою «Медею»? Без тени колебания, которое вызывается в подобных случаях ложной скромностью, Охлопков отвечал: — В этом спектакле многое! удалось. Я на днях пришел в зал Чайковского, си жу, смотрю — мне нравится. Вдруг в фи нале: оркестр — фортиссимо, хор — фор тиссимо, актеры — откуда сила берется? — так поддали, так поддали... Я скорее — за валидол. — Значит, вам удалось достичь всего, чего зы хотели? — Ну, не совсем всего, но многого. Ме ня же многие после «Медеи» признали. Решили, что за 63 года я все-таки что-то сделал в искусстве. — О Чем вы теперь мечтаете? — Мечтаю использовать выразительные средства театра на 100 процентов. Пока чтс мы используем их едва наполовину. Мечтаю о спектакле, пронизанном музы кой, балетом, с хором и солистами. Вот если бы Медея могла где-нибудь спеть? Мы порой даже не отдаем себе отчета в том, насколько бедны наши средства вы разительности, которые мы используем. Еще в Реалистическом театре я ставил «Отелло» с Абрикосовым, молодым, тем пераментным и совсем не сентименталь ным актером. Подошло место, где Отелло прощается со своим войском: «Прощайте, мои пернатые героиі» Вступил маленький £ор (откуда было взять большой в нашем крохотном театре?) — и два раза Абрико сов начинал сцену и, не в силах сдержать рыдания, два раза убегал за кулисы. Вот ведь какая сила выразительности у нас в руках! Мне на первых репетициях «Медеи» актеры говорили с ужасом: «Как можно так начинать спектакль, на таком высоком накале чувств? Что же тогда нам делать в финале?» Но ведь я-то знал, чем могу пе рекрыть начало! Знал, что у меня есть в запасе оркестр и хор. Потому и не боялся перебора чувств с самого начала. 9 февраля. Н. П. Охлопков так часто ссылается на последние открытия Стани славского, что я чувствую, нельзя обой тись без цитат из лекции М. О. Кнебель, прочитанной нам 2 декабря 1961 года. Тогда она. говорила нам: — Прошло 25 лет, как Станиславский предложил изменить методику проведения репетиционного периода. В свое время, благодаря тому же Станиславскому, в практику работы театров был внедрен г. н. застольный период. С трудом, но этот ме тод вошел в обиход, стал неотъемлемой частью репетиционного процесса по всей стране. Но вдруг в 1935 году Станиславский взбунтовался против самого себя. Начав работу под его руководством, вскоре я поверила всей душой в его нововведения. И это несмотря на то, что уже 15 лет про работала на основе прежнего метода. Мне трудно было переломить себя, и тем не менее это произошло. С тех пор у меня бывали и успехи, и неудачи, но нет случая, чтобы я заколебалась, засомневалась в правоте Станиславского, в его последнем открытии. Так в чем же суть изменений репети ционного процесса, предложенных Стани славским? 1. В условиях длительного репетицион ного процесса актер инертен. Главная беда в том, что и в наши дни возрастает разго ворчивость актера. Исполнитель завалива ет- режиссера словесным потоком вместо проб. Виноват в этом режиссер, решаю щий все за актера. В ходе репетиции ре жиссер снимает пиджак, а актер холодно за этим наблюдает. 2. Роль, выученная наизусть без вскры тия подтекста, садится на мускул языка, произносится механически. И повернуть этот процесс вспять уже невозможно. 3. По существу в период застольной ра боты мы создаем психологический образ и лишь впоследствии ищем физическое поведение. Анализировать же нужно в комплексе физического и психического. Методика действенного анализа касается первоначального периода создания роли. Именно в этот период необходимо развя зать инициативу актера, предложить ему серию опробований в виде этюдов. Сде лать этюд, не зная «зачем, почему, что», невозможно, поэтому актер неизбежно включается в активный анализ. Станиславский не отвергал анализа, на зывая его «разведкой умом». Это — логи ческая работа, «авангард-работа». Но в процессе «разведки умом» произведены большие изменения. Если прежде роль и пьесу мы делили на «куски» и «задачи», то теперь Станиславский предложил делить пьесу на крупные события, которые обни мают значительное количество кусков, т. е. смотреть на пьесу «с высоты птичьего по лета», как будто прошло уже немало вре мени. Нужно научиться разбирать пьесу по «событиям» или «действенным фактам». Дело это такое же трудное, как и за дача разобраться в собственной жизни. Неинтересные спектакли объясняются тем, что не главное вытянуто из пьесы, вскры то не глубинное ее содержание. Можно решить так, что Кручинина при выкла к мысли, что ее сын потерян на всегда. А вот Ермолова играла незажива ющую кровоточащую рану, результат — эмоциональная взволнованность актрисы. Открыть событие, которое пронизало бы все произведение, наполнило трепетом каждого исполнителя — вот что такое вер но найденное ценіральное событие. И это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2