Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 165 ти вот так... (Показывает самый простой вход.) Но этот очень короткий проход не даст вам возможности распознать внутрен нее состояние Отелло, все его мысли. Луч ше сделать вот так... Охлопков открывает предполагаемую дверь в спальне, вглядывается в пустое место, и мы понимаем, что там ложе Дез демоны. «Вот отсюда ее лучше будет вид но»,— негромко, как бы подсказывая нам, произносит Николай Павлович и, сделав полукруг, заходит «за кровать». Потом раздвигает полог и чуть отстраняется: «Вот здесь луч падает на ее лицо», делает еще несколько шагов вперед и вдруг резко отворачивается, закрывает лицо руками: «Нет, я не могу свершить над ней свой суді» Потом, уже выключившись из обра за, Охлопков подводит итог: — Вы видите, теперь у актера и у ре жиссера появилась возможность сыграть всю гамму чувств, наполняющих Отелло, хотя слов еще не было произнесено. Нуж но искать мизансцену, которая ярко выра жает для глаз (эти слова он подчеркивает интонацией) характер персонажа, его на строение, поведение. Я снимался в одном фильме (он на эк раны не вышел), где играл комиссара. Там был такой эпизод. Четырехтысячная армия, поддавшись панике/ бежит с фрон та. Комиссар догоняет паникеров и отдает им как будто нелепую команду: «Снять сапоги!» Бойцы автоматически выполняют приказ, а в это время комиссар им одну речь, другую... И четыре тысячи верну лись на позицию и разбили белых. В ос нове этого эпизода был истинный факт. Какая же была у комиссара мизансцена? Сновал на лошади среди бегущих взад- вперед, взад-вперед. А вот в комиссаре из «Повести о настоящем человеке» я весь эпизод лежал недвижимо. И это то же мизансцена. Мизансцена тела, глаз, „ руки. Как-то я стоял на мосту и увидел, что в водовороте кружит щепки, закручивает их по спирали. «Вот бы поставить так массо вую сцену»,— подумалось мне тогда. Но людей в Реалистическом театре (бывшая четвертая студия МХАТ), где я тогда ра ботал, у меня было очень мало, и «Желез ный поток» я ставил в маленьком помеще нии. Тогда я решил облюбовывать каждо го идущего. Всем жарко, но каждый из таманцев переносит жару по-своему. Че рез зал проходили 15 человек, перегрими ровывались и шли в новом характере. Вот идет изможденный человек, едва пере двигает ноги, винтовку волочит за ремень (показывает), останавливается, задохнув шись. Очень хочется пить, отупело глядит перед собой. Гимнастерка расстегнута, пот... Из пульверизатора перед выходом обрызгивали — театр-то маленький, все видно. Показывая, Охлопков продолжает свой рассказ, однако не выходя из образа. — Потом актер бежал за кулисы, пере одевался, делал другой грим и шел уже по-другому — выпрямившись, упорно гля дя куда-то вдаль, этакий Дон-Кихот. Николай Павлович мгновенно преобра жается, становится выше ростом, идет, выпятив грудь, тяжелыми широкими ша гами, с каким-то ожесточением упрямо смотрит вдаль. Это тоже усталый боец Та манской армии, но совсем-совсем другой. Какой же все-таки большой актёр Охлоп ков! И как жалко, что уже 10 лет он ни чего не играет. — Режиссеру необходимо наблюдать жизнь,— продолжает Николай Павлович,— много читать. Свободно можно ставить только то, что хорошо знаешь. Накапли вайте материал на 15 лет вперед. Раньше, когда у меня не было денег, ,я ходил в букинистические магазины, делал вид, что хочу купить книгу, и просматривал все нужное мне, особенно иллюстрации. Те перь я могу и в самом деле купить ред кую книгу, но старая привычка осталась. Хожу по Москве и разглядываю букини стические книги. Я не просто наблюдаю жизнь, я стара юсь запомнить отдельные штрихи. Раньше по утрам я обязательно ходил гулять по Москве. Идешь по Тверской, а чуть в сто рону, заглянешь в переулок — хлоп, де ревня! Куры расхаживают. Как сейчас пом ню— сидит босой человек, ноги опустил' в канаву, выкурил папиросу, потянулся, по дошел к афише и прочел ее сверху до низу. Охлопков демонстрирует нам лениво-за трапезного обывателя, живущего в рит мах стародавнего времени. Сосредоточен ность, с которой этот персонаж Николая Павловича прочитывает афишу, на ред кость комична. Мы начинаем потихоньку фыркать. — Потом человек этот опять потянулся и надел очки. Опять стал читать ту же са мую афишу. Что его там заинтересовало? По положению тела, по закинутому затыл ку вижу, что читает он чрезвычайно вни мательно. Вот картинка, которая, несмотря на давность, осталась в памяти как заго товка. Где-нибудь пригодится. Охлопков как будто не замечает реак ции аудитории, хртя мы, от души посмеяв шись, готовы были аплодировать импро визации. — Захожу на телеграф, на переговор ный пункт, смотрю, как разные люди по телефону разговаривают. Один парень всю очередь перецеловал— дочь родилась! Заготовка пригодилась в «Иркутской исто рии». — Николай Павлович,— задает вопрос один из нас,— готовите ли вы мизансцены заранее, дома? — Я люблю режиссерскую импровиза цию. Дома готовлю только опорные ми зансцены. Остальное ищу вместе с акте рами. Мне не безразлично, каким будет исполнитель — толстяком с апоплексиче ским затылком или худощавым человеком. В зависимости от этого у меня родятся разные мизансцены. Кроме того, мизан сцены я меняю в зависимости от актер ских предложений. Последний завет Станиславского— не си деть долго за столом. Именно так я ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2