Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 163 победы. Только большое способно вызвать единодушный порыв зрителей. И я нашел своего «Гамлета». Он — мя тежный узник Дании-тюрьмы, А разве фа шизм не хотел весь мир превратить в ог ромную тюрьму, где сломлен был бы дух человеческий? Разве Освенцим, Майда- нек, Дахау — это не гигантские фабрики умерщвления человеческого начала в чело веке? Я понял — нужно перекинуть большое произведение прошлого на линию огня современности. Фашисты пытками, издевательствами пре вращали больших философов, интеллекту алов в «мусульман» (так они называли лю дей, которых доводили до скотского состо яния: им становилось все равно — жить или умереть, бьют их или нет). Одного ученого-поляка они захотели унизить осо бым способом. Построили для него такой низенький вход в камеру, что он должен был «входить» в нее на карачках. При этом фашисты подгоняли его пинками в зад. Стремились сломить не только гордость, но всякое подобие человеческого в нем. Во имя торжества человечности восставал мой Гамлет. Итак, главное условие для режиссера — быть в прочтении пьесы философом. Некоторые режиссеры с целью осовре менивания пьесы идут дальше дозволен ного. Ставят «Гамлета» в современных ко стюмах, на борту броненосца, на стоянке подводных лодок. Такое внеисторическое решение — насилие над Шекспиром. Но увлечение подобными «исканиями» на столько велико, что в Англии мне даже за дали вопрос: «Ваш Гамлет — коммунист?» Да, не удивляйтесь, в истории театра есть немало случаев социологизации. Даже Мейерхольд в своем «Горе уму» не удер жался от вуяьгаризации образа Чацкого и поставил знак равенства между Чацким и Чаадаевым. А Чацкий у Грибоедова не де кабрист. Почему я последние годы увлечен та кими спектаклями, как «Гамлет», «Гроза», «Медея»? Меня волнует в нашей совре менности образ человека, достоинство ко торого пытаются затоптать, образ борца за человечность. Эта тема лежит на пере довой линии огня. Ведь даже в музыке Запада изгоняется человек, там вместо музыки — сочетание звуков. Как все это противостоит нашему утверждению: все для человека, человек человеку друг, то варищ и брат. Точно найденное философское содер жание пьесы продиктует все, начиная с трактовки, кончая мизансценами и обще нием с предметами. То, как актриса, ис полняющая роль Норы, снимет с себя мас карадный костюм, всецело будет зависеть от того, каким будет философское напол нение всего спектакля. Вчера я присутствовал на репетиции «Современных ребят» Шатрова. Там О. исполняет главную роль. Репетировала она без философского осмысления роли, и получилось поверхностно. И в том же спектакле Миэери в роли гораздо более 11* скромной играла трагедию потери певицей голоса так, что за этим крылось гораздо большее. О. потеряла любимого, и это меньше, чем у Мизери потеря голоса. На до понять, что Ромео теряет вместе с Джульеттой не просто любимую девушку, а нечто большее, что Отелло в Дездемо не теряет не просто жену, а веру а людей, что «Три сестры» — утрата не просто меч ты о Москве, а нечто неизмеримо боль шее. Философское обоснование спектакля и роли — верный компас, который никогда не позволит сбиться с верного курса. В Ка зани я видел Отелло, который долго и тщательно душил Дездемону (Охлопков встает и показывает, как это делал актер). «Зачем это?» — задаю я вопрос исполни телю.— «В ярости, он же африканец»,— отвечает актер. «Но ведь Отелло душит Дездемону, продолжая ее любить!» — пы таюсь я возразить. Но у актера засело ко лониальное представление о неграх. Актер должен уметь перевоплощаться в свою роль, режиссер — во всю пьесу. Ак тер должен уметь говорить зрению, ре жиссер тоже должен уметь говорить язы ком мизансцен и тоже — зрению. Мизан сцену я называю языком режиссера. Когда-то Мейерхольд говорил мне — изучайте1 мизансцены балета с колосни ков, вы увидите, как используют они всю площадку. И я забирался на колосники, смотрел балетные спектакли с высоты. Так я понял, в частности, «закон пустых мест». Это такое явление, когда постанов щик нарочно какое-то место сцены долго не занимает, не трогает. Для чего? Чтобы, выпустив на это место исполнителя, особо подчеркнуть его выход, сделать значитель ным. В дальнейших наших занятиях мы уде лим особое внимание именно мизансце нам. Это самое слабое место у молодых режиссеров. На этом занятие закончилось. Возобно вилось оно уже на следующий день. Но прежде, чем рассказать о нем, передам свои впечатления о той самой репетиции «Современных ребят», которую вспоминал в своей беседе Охлопков. Кажется, я был единственным из нашей группы, кому уда лось пробраться на этот черновой прогон в фойе. Ставил спектакль Дудин. Занял всю мо лодежь театра. Ребята все очень способ ные, переиграли уже множество больших ролей. К моменту просмотра репетиции Охлопковым была проделана вся застоль ная работа и вчерне был мизансценирован в выгородке весь спектакль. В ожидании прихода Николая Павловича всех била ли хорадка. Вот уже все готово, а Охлопкова нет. Он только что вышел после болезни, и опоздание на целый час — вещь прости тельная. Обычно он точен до скрупулез ности. Но вот кто-то вбежал с сообщением — идет! Все бросились по своим местам,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2