Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 159 атра, историк, известный своими работами о Федоре Волкове, о языке Островского, о Грибоедове, лично знавший А. И.-Сум- батова-Южина, Ольгу Осиповну Садов скую, М. Н. Ермолову, ф. И. Шаляпина, немало написавший о корифеях Малого театра, он в свое время работал актером, и это очень помогало ему в лекциях. Вот по ходу лекции он усаживается по середине зала на стул, забрасывает ногу на ногу и, держа руки в карманах, пока зывает, как ступней ноги «жестикулиро вал» в роли Счастливцева Михаил Прович Садовский. Потом показывает, до каких трагических высот поднимался он в коме дийной роли Мурзавецкого. Слезы душат его, голос прерывается, через силу выдав ливает Владимир Александрович: «Близ города, среди бела дня, лучшего друга... Тамерлана... волки съели!» Право, если бы мы не знали, что речь здесь идет всего лишь о собаке, то готовы были бы зары дать. Показывал Филиппов просто, правдиво и в то же время ярко. Помню, какое впе чатление на курильщиков произвел его рассказ о том, как он бросил курить: «Ни когда не выбрасывайте папиросы из кар манов, не давайте торжественных клятв. Я уже после того, как бросил курить, дол го еще носил с собой пачку. Захочется курить, выну пачку, подержу в руке — э-э, нет! Не буду!» И Филлипов, сделав очаро вательную гримасу, прячет воображаемую пачку обратно в карман. Потом продол жает: «Говорят, что папиросы уменьшают работоспособность, притупляют память. На своем опыте я этого утверждать не берусь. Как работал прежде, так и теперь. Разве что рубашки перестал прожигать». Его «антиаргументация» убедительнее многих «страшных» кар, которыми пугают куриль щиков врачи. В «исполнении» Владимира Александровича курение — ненужная, глу пая, легкомысленная привычка человека, от которой он может без труда отделаться. Очень любопытную историю с Шаляпи ным поведал нам однажды наш лектор- рассказчик, я этой истории в печати еще не встречал. Говоря о том, что в природе каждого настоящего артиста заложено «чувство зала», тончайших форм общения со зрителем, Филиппов в качестве приме ра привел случай, свидетелем которого ему пришлось быть. Шел «Борис Годунов». Шаляпин был в ударе. Зал заворожен. За таив дыхание, все следят, как мучительно расстается с жизнью царь Борис. И вдруг, сделав невероятное усилие, Борис — Ша ляпин встает с трона, встает во весь свой громадный рост и, напрягшись, как струна, стоит недвижимо. Потом, рухнув, он куба рем скатывается со ступенек. Никогда та кой рискованной мизансцены Шаляпин до этого не делал. Зал неистовствовал. А Фи липпов бросился за кулисы в опасении за здоровье артиста. Шаляпин уже разгрими ровывался, когда к нему в гримуборную влетел Владимир Александрович. Обер нувшись навстречу вошедшему, Федор Иванович весело ему подмигнул: «А ловко я этот фортель выкинул, а?» — «Но зачем же, зачем же, Федор Иванович, так рис ковать?» — «А дело в том, что в самый напряженный момент я заметил, что с верхнего яруса кто-то уронил коробку кон фет, она полетела вниз и, если бы упала кому-нибудь на голову, поднялся бы шум, сцену бы мне наверняка сорвали. Вот я и придумал фортель, чтобы отвлечь внима ние. Но, по счастью, коробка на полдороге застряла на предохранительной сетке. На добность в трюке отпала, да жалко было расставаться с придуманным». — Вот так артист, находясь «в образе», в самую драматически напряженную ми нуту не перестает чувствовать зрительный зал,— заключил Владимир Александрович. Но я отвлекся. Итак, в непривычно тихом здании инсти тута, в пустой аудиторий мы сидим друг против друга, и я немного робею в при сутствии знаменитого ученого — ведь ради этой беседы со мной он потратит целый вечер. Профессор же внимательно изуча ет список вопросов, подготовленный мною. Через некоторое время, сгруппи ровав вопросы по-своему, сделав какие-то пометки, Филиппов начинает свой рассказ. Я берусь за карандаш. Ответы Владимира Александровича содержат сведения, необ ходимые для любого постановщика коме дии Грибоедова, да и для будущего иссле дователя «Горя от ума» моя запись может представить некоторый интерес. Интерес на она еще и тем, что показывает уровень, на котором стремился в те годы готовить режиссерскую смену ГИТИС. Вот ответы В. А. Филиппова. Известно, что Грибоедов трижды менял фразу, которая может стать ключевой для режиссерского построения сцены бала в доме Фамусова: 1) «Дом невелик, так ба лу дать нельзя», 2) «Великий пост, так балу дать нельзя» и окончательный вариант — 3) «Мы в трауре, так балу дать нельзя». Но обратите внимание, что во всех трех вариантах подчеркнуто одно: у Фамусова происходит не бал, а просто вечер, на ко торый съедутся «домашние, друзья». Это важно иметь в виду. А что такое настоя щий московский бал тех лет? Это — ор кестр, приезд генерал-губернатора, коман дующего корпусом. У Грибоедова на фамусовском вечере таких людей нет. По четных гостей только двое — «фрейлина Екатерины 1-й» Хлестова и Фома Фомич, тот самый, что «при трех министрах был начальник отделенья». Остальные — «до машние». В какой день недели происходил бал? Обратимся к тексту. Что касается опреде ления дня приезда Чацкого и бала, то это просто — Репетилов сообщает, что при был из «шумного заседанья», которые «секретнейший союз», по его же словам, проводил «по четвергам». Здесь все ясно. Но вот загадка — в тот же день Фамусов диктует Петрушке: «В четверг я зван на погребенье». Не в этот, а в будущий чет верг, Спрашивается, что же это за покой ник, который лежит в ожидании погребе ния целую неделю? Значит, речь идет о бальзамировании, а бальзамировать мож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2