Сибирские огни, 1981, № 4
158 Л. БАЛАНДИН за столом!» (Нечто новое, отличное от то го метода этюдного апробирования после «разведки умом», который пропагандиру ет М. Кнебель.) А Гончаров убежденно от стаивает необходимость именно в застоль ный период определить для каждого ак тера, что он делает. — И не давайте никогда актеру только общую, дальнюю действенную задачу, нет, раздробите ее на ряд последовательных, вытекающих одно из другого действий, со здайте подробную, конкретную цепочку действий, поманите актера, и он пойдет по нужному пути, выполняя одно за другим четкие действенные задания. Это как с ребенком, когда его учат ходить, то не требуют, чтобы он сразу пересек всю ком нату, а говорят ему, чтобы от стола дошел до кресла, от кресла до дивана, вот тогда малыш (тут Андрей Александрович приса живается на корточки и манит вообража емого ребенка) — цып-цып-цып! — благо получно доберется до цели. — Но не обеднит ли такой метод твор чество актера? Ведь если ему, как малы шу, давать только частные конкретные действенные задания... — Но ведь эти задания вы отбираете на основе углубления в пьесу, в предлагае мые обстоятельства, причем в процессе совместного творческого анализа. Что ж? Концепция убедительная. Как-то будет выглядеть на практике. Интересные занятия проводит главный художник Московского ТЮЗа Владимир Львович Талалай. Счастлив, должно быть, тот театр, где работает такой изобрета тельный, щедрый на фантазию мастер. — В начале работы,— говорит он,— фан тазируйте так, будто у вас миллионы в распоряжении, будто имеете самую совер шенную технику. Фантазировать же сразу с учетом ваших возможностей — значит заранее подрезать крылья мечте, полету воображения. Но когда вы замыслите широко и вольно, то что-то из задуманно го, пускай в скупой, лаконичной форме, но обязательно войдет в спектакль. Мысль убедительная, сходная с той, ко торую высказывал нам Охлопков. Тем не менее кто-то скептически бросает репли ку про маниловские мосты и заимки: «У нас бывают площадки, где ни колосни ков, ни карманов, глубина сцены пять мет ров...» * Талалай берет в руки мел. — Допустим, вы с художником нафан тазировали, что действие будет идти* в роскошном тронном зале... (На доске по является зал с высокими колоннами, мас штаб сооружения определяет фигура стража с секирой — он кажется крохот ным рядом с могучими колоннами.) Как же нам следует поступить, чтобы этот за мысел без ущерба перенести на малень кую сцену? Может быть, вот так... (Талалай рисует уменьшенную копию предыдущего эскиза,) Ни в коем случае! Потому что фи гура актера, появившегося рядом, тотчас убьет ваш замысел, подчеркнет убожество вашей сцены и оформления (фигура ак тера, которую изображает Талалай, прев ращается в фигуру Гулливера в стране ли липутов), Но если вы поступите вот так... (Теперь на маленькой сцене, занимая чуть ли не все ее пространство, видна только нижняя часть колонны, скрывающейся под «арлекином».) Вот теперь масштабы не на рушены, и зритель своей фантазией дори сует недостающее. Все еще не решен вопрос с моей сти пендией. Приходится по-прежнему соче тать занятия с работой на радио. Хотя и там очень интересно. Записываю спектакль А. А. Гончарова «Человек из песни», сце ны с участием Л. Свердлина и Е. Самой лова. Однажды по моему приглашению на запись пришел Рубен Симонов. Малень кий, на высоченных каблуках, с закинутой назад головой, в темном нарядном костю ме, со щегольской бабочкой, он прошагал на негнущихся ногах со вздернутыми пле чами. Все студийные работники засуети лись, забегали. Усевшись в студии, Рубен Николаевич потребовал к себе режиссера. «Идите, идите»,— шепнули мне и посмотрели на меня с сочувствием. — Ну, и что же вы от меня хотите? —- строго спросил Симонов. Я объяснил, что в новогодней передаче мастера искусств будут приветствовать радиослушателей от имени своих прослав ленных театральных героев. Рубена Нико лаевича мы просим пропеть куплеты от имени Льва Гурыча Синичкина. Прочитав текст, Симонов без дальних слов начал репетицию с оркестром. Репетировал он долго, тщательно выверял ри.тм. После очередной пробы он рассказал мне, что всю жизнь считает музыкальный ритм спектакля одним из важнейших компонен тов сценического произведения: «Я всегда очень четко слышу всю пьесу, как будто она положена на ноты». Мы сделали пять дублей, и Симонов не ушел, пока все их не проверил собствен ным ухом, пока сам не отобрал лучший, по его мнению, вариант. 31 января 1962 года. В моих записях большой перерыв. Вызван он обстоятель ствами горестными — умер мой отец, я ездил на похороны, в Новосибирск. Вер нулся, когда все наши напряженно работа ли над экспликациями своих спектаклей. Вскоре втянулся в работу и я. Обратился к Виктору Артемовичу Си моняну с просьбой устроить встречу со знатоком грибоедовской Москвы. Уже че рез несколько дней специально для меня был приглашен консультант, о котором можно было только мечтать. Вечером, после занятий, в назначенный час пришел в аудиторию, где меня уже ожидал, поигрывая цепочкой от часов, не высокий плотный человек с густыми бро вями и аккуратной бородкой. Это был наш любимец — профессор Владимир Алексан дрович Филиппов. Е го лекции при всей глубине изложения походили на спектакли одного актера. Замечательный знаток те-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2