Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 157 Но, по отзывам исполнителей, на каком-то этапе в работу включился сам он и внес в спектакль много своего, охлолковского. Впрочем, любой спектакль любого режис сера, выходивший в театре Маяковского, непременно нес в себе черты творческо го почерка главного режиссера. Николай Павлович всю жизнь был щедр на творче скую подсказку, с расточительностью бо гача одаривал он крупицами своего талан та и актеров, и очередных своих режиссе ров, и вообще всех, кто обращался к не му за советом или помощью. Всю жизнь щедр, расточителен, и никогда от этого не беднел! Завидное качество его могуче го дарования. Пьесу «Проводы белых ночей» я знал по ее йраснофакельскому сценическому варианту. Она мне не нравилась. Баналь ным представлялся конфликт, завязанный вокруг проблемы «соблазненной и поки нутой», со стандартным финалом — отъез дом героев из растленного города в Си бирь, на благотворную почву новостроек. «Соблазнитель» «Валерик с первого появ ления представал пошляком, Нина — не счастной жертвой доверчивости, Герман — благотворителем, а в целом — печальная история о незащищенности молодых пе ред веянием пошлости века. Насколько же интереснее и глубже спек такль маяковцев! О сложных непростых судьбах, о становлении характера моло дых людей современности поведал нам театр. На том же самом драматургиче ском материале, не изменив ни слова в пьесе, создан был спектакль, исполненный оптимизма, веры в молодую смену, в ее прекрасное будущее. Вот где воочию можно убедиться, что философия режиссера, опираясь на дра матургический материал, находит в нем созвучное своим идеалам, своим представ лениям о жизни. Спектакль маяковцев не отвлекался на решение частных морально- этических проблем, он говорил о глав ном — о судьбах тех, кому завтра Родина доверит свое будущее. Да, жизнь сложна, немало трудностей встает на пути. Нина— С. Немоляева оп рометчиво доверилась недостойному чело веку. Что это — легкомыслие? Случайная интрижка? Нет, говорит нам театр, это лю бовь, причем любовь взаимная, с первого взгляда. Вот идут они, едва познакомив шись, по ночному Ленинграду, юные, тре петные, окрыленные. В туманной белизне встают перед ними громады дворцов, ба шен, колоннаДы, мосты — опускающиеся одна за другой фотографии дают нам воз можность увидеть то, что предстает сей час перед глазами юноши и девушки. Ве село болтая, они перебегают с места на место, но вдруг останавливаются друг против друга. Остановки эти чудесны. Об рывается на полуслове диалог, взгляды Нины и Валерика встречаются, и откуда-то сверху, с небес слетает странный короткий звук. В первый момент недоумеваешь. Но уже при следующем повторе ощущаешь ЭТО Т короткий негромкий звук виолончель ной струны, как внезапный толчок сердца, как бурный ток крови, вдруг объединив ший два любящих существа. Валерик у Э. Марцевича вовсе не по шляк, от которого за версту несет циниз мом. Он тоже искренен в своем чувстве, но он — слабый человек, спасовал перед трудностями, дезертировал, предав лю бовь. И не такие, как он, делают жизнь. Появляющийся в третьем акте Герман — И. Охлупин, большой, широкий, размаши стый — становится истинным героем спек такля. Казалось, что с его приходом прорвалась наружу, хлынула на сцену под спудно протекавшая живая жизнь. Неудер жимым своим потоком подхватила она изуверившуюся было в людской неправо те героиню, и все мы поняли, что закон чились проводы иллюзорных, туманно мерцающих белых ночей, что настало вре мя для солнечного полдня. Радостным шел я со спектакля. До чего же зарази тельна охлопковская философия жизне любия! 19 декабря. Историю русского театра нам читает профессор Б. Н. Асеев. Он по коряет нас своей эрудицией, изумитель ной чистотой речи, природным чувством юмора. Слушать его — одно удовольствие. Особенно повезло мне — Борис Николае вич очень любит «Горе от ума», знает его превосходнейшим образом, сообщает мас су полезных сведений. Твердо решил де лать зачетную экспликацию по этой с дет ства любимой комедии. Кстати, здание, где проходят занятия, наш ГИТИС, расположен в одном из тех домов, которые исследо ватели называют «фамусовскими», т. е. предполагают, что именно эти дома Гри боедов имел в виду, создавая место дей ствия «Горя». Так что на занятия мы при ходим, открывая двери, в которые с воз гласом «Карету мне, карету!» выбежал Чацкий, поднимаемся по лестнице, ро ко торой поднимались фамусовские гости, входим в комнату, где Павел Афанасье вич принимал Скалозуба... Для занятий действенным анализом при глашен Андрей Александрович Гончаров. Это восходящая «звезда» Москвы. Срав нительно недавно он встал во главе ма ленького районного театра (б. театр Май орова), в короткий срок переформировал труппу, пригласил таких сильных актеров, как 3. Кириенко, А, Кочетков и др., поста вил несколько нашумевших спектаклей — и театр переехал в центр Москвы, на Ма лую Бронную, играет при полных аншла гах. Наши первокурсники Гончарова бого творят, говорят о его занятиях взахлеб. Андрей Александрович мужчина круп ный, грузный, с красивым, как говаривали в старину, «породистым» лицом. •Говорит, почти непрерывно расхаживая по аудито рии, причем говорит очень громко, даже чересчур громко, просто оглушительно. Привыкнуть к этой его манере трудно. Занятия с нами он предполагает стро ить в виде практического действенного анализа какой-либо пьесы. «В выгородке, на площадке?» — недоумеваем мы.— «Нет,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2