Сибирские огни, 1981, № 4
156 Л. БАЛАНДИН ложную многозначительность многих, в том числе и собственных, исполнений, ложную погоню за ритмом ради ритма, когда уже никому ничего не понятно, но зато темп задан хороший. После такого «застолья» на все время работы над но вым спектаклем мы будем защищены от подобных штампов. Мастер сцены всегда должен быть впереди зрителя, его сегод няшних запросов. Здесь я в союзе с Ле ниным и Луначарским. («Неплохих союз ников выбрали!» — послышались возгласы аудитории.) Плучек своей эрудицией ошеломляет (не знаю,— надолго ли?). Говорит сам о себе: «Я полемист, поэтому у меня много недру гов». Его манера обращения сильно отли чается от дудинской. Тот наставляет, Плу чек пристраивается к нам на равных. Раз ница! * 16 декабря. Сегодня была очередная лекция-беседа Охлопкова. Вновь присутст вовали стенографистка и Нина Велехова. К ним мы уже привыкли. — Итак, на прошлой беседе мы с вами условились, что самое начало работы над спектаклем — это определение идейной, философской значимости пьесы. Для этого нужно понять главные устремления дейст вующих лиц, уяснить природу конфликта, понять, в чем состоит центральная линия борьбы в пьесе, за что и против чего бо рются основные лагери. Никогда не выду мывайте за автора того, чего он в пьесе не написал, стремитесь понять именно Его — Шекспира или Пушкина, Островского или Грибоедова, Погодина или Арбузова. Когда я ставлю «Океан» Штейна, то непре менно ищу, что же в пьесе именно штей- новского. У Арбузова ищу арбузовское, у Погодина — погодинское. Мы невольно переглядываемся: похоже, что Николай Павлович мысленно продол жает свой спор с Товстоноговым, который упрекал Охлопкова именно за недостаточ ное внимание к стилю автора. Теперь, во избежание опасности быть неправильно понятым, наш мастер постоянно подчер кивает примат драматурга. Вот и в книге его, только что появившейся на прилавках, говорится: «...не высасывайте из пальца свою режиссерскую трактовку... Первое благо режиссера — уметь чувствовать мир каждого драматурга ' и мир каждой пьесы и глубоко проникать в них». («Всем моло дым», М., изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвар дия», 1961). Между тем Николай Павлович продол жает: — У нас с вами речь пока идет об ана литическом периоде работы. Здесь режис сер проделывает работу под стать учено му, исследователю, философу. Но и на этом этапе истинный художник не может ограничиваться только «работой ума». Од новременно происходит зарождение и раз витие внутренней увлеченности и взволно ванности. Определяя конфликт пьесы, мы уже не можем не думать над тем, за что бороться в спектакле, что воспеть, что подвергнуть разоблачению. Все вместе взятое приводит нас к ощущению истин ного пафоса будущего спектакля. Но творчески заразить коллектив испол нителей, заставить актеров заволноваться будущим созданием, объединить всех об щим замыслом можно не с помощью об щих слов и лозунгов, а только конкретным образным раскрытием вашего замысла. Вот мы и подошли к теме нашего заня тия — раскрытие образа спектакля. На этом этапе работы так важно не под даться соблазну поиска формы будущего спектакля, пресловутой «яркой театрально сти». Если это произойдет, вы упустите самое главное — идейное содержание пьесы, ее психологическую жизнь. Вспом ните слова Чехова, который говорил уста ми одного из персонажей «Чайки»: «...ху дожественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьез но». Актерам необходимы живые, глубо кие, интересные мысли, которые способны взволновать их по существу, открыть пе ред ними цель и пути к цели, которую преследует спектакль. Ни поставить, ни сыграть пьесу с холод ным сердцем и холодной головой невоз можно. Если пьеса с холодком, с неум ной и бесцветной душой — не берись за нее. Но если ощущаешь в ней биение жи вой жизни, если ответно стучит твое серд це — вот тогда за работу! Но не спешите судить пьесу по первому впечатлению, оно часто бывает неверным. Уважение и любовь не всегда даются с первого взгляда. Порой очарование пьесы укрыто тайной, и нужно долго и внима тельно вчитываться, проникать в чужой для вас поначалу особый мир каждого но вого драматурга, каждой новой пьесы. Потом Охлопков сослался на пример со Станиславским, который вначале совсем не понял «Чайку», непривычную чехов скую манеру письма. Образное решение пьесы Охлопков ре комендовал искать в самом тексте, вни мательно вчитываясь в авторские ремарки, в названия пьес, в реплики персонажей. Если пьеса называется «Горе от ума», то ошибется тот, кто будет ставить спектакль «Горе от любви», хотя подобные попытки не раз предпринимались. Если пьеса назы вается «Гроза», то и весь образный строй будущего спектакля должен определяться не празднично нарядной сценой «В овраге» с задорными песнями Вари и Кудряша, а приближением грозы в природе, грозы в душах людей, во всем мире. Об образе «Гамлета» Николай Павлович говорил, почти дословно повторяя напи санное им в книге «Всем молодым»: «Как важно было ддя меня в «Гамлете» про честь слова, сказанные о мире — тюрьме со множеством подземелий. Это решило весь спектакль: мир, окружающий Гамле та,— тюрьма. Он, восставший против стен этой тюрьмы, пленник ее». Вечером смотрел «Проводы белых но чей» В. Пановой. Спектакль поставила Еле на Ивановна Зотова, супруга Охлопкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2