Сибирские огни, 1981, № 4
154 Л. БАЛАНДИН Но недаром Охлопков требовал от Ли- берчук начинать роль с неистового вопля, падения навзничь и монолога с воздетыми к небесам руками. Именно этими сверх сильными средствами действие, начатое страстной увертюрой, продолжилось, имен но продолжилось, а не началось с нуля. Репетировала, конечно, Козырева. Ох лопков не скрывал своих пристрастий именно к этой исполнительнице. Надо бы ло видеть его за режиссерским столиком, когда Евгения Николаевна произносила свои монологи. Он весь был во власти со переживания, даже губы шевелились в такт речи Медеи — Козыревой. И тот же Ох лопков был почему-то равнодушен, когда на сцену выходила в роли Медеи другая прекрасная трагическая актриса, хотя она точно выполняла утвержденный рисунок и была убедительна не менее Козыревой. Я объясняю это тем, что Николай Павло вич, по-видимому, был однолюб в своем режиссерском видении. Во всяком случае, мне приходилось наблюдать, что стоило начать репетировать N1., как Охлопков, предварительно отдав какие-то распоряже ния, незаметно удалялся из зала и возвра щался уже к концу сцены. «Молодцом, молодцомі» — похвалит исполнительницу.— «Да что вы, Николай Павлович»,— недо верчиво откликается она.— «А вот мы спро сим у наших хористов,— неожиданно Ох лопков обращается к «хору».— Вам по нравилось?» Те наперебой хвалят. «Вот это настоящий голос народа»,— заключает Ни колай Павлович и приглашает на сцену для продолжения репетиции Козыреву. Конечно, большому мастеру свойственны и большие причуды, но такая, думаю, до ставляла глубокие переживания актрисе. Прогон в зале имени Чайковского про шел с большим успехом. Все в «Медее» было выверено, взвешено режиссером, тщательно рассчитано. На репетициях нас, как и некоторых исполнителей, удивляло, вызывало несогласие одно требование Ох лопкова — говорить не партнеру, а прямо в зрительный зал. Только сказав свою реп лику в зал, актер, по категорическому на стоянию режиссера, имел право повер нуть голову к партнеру, связаться с ним взглядом. Никаких объяснений по поводу предлагаемого способа общения Николай Павлович не давал, ограничившись замеча нием. «В зале Чайковского неважная аку стика, вас иначе будет не слышно». Но это был не просто технический прием, как мы убедились на прогоне. Именно эта, и толь ко эта сложная форма общения «через зал» оказалась органичной в спектакле, где после нескольких тирад раздавалась музыка и исполнители буквально протан- цовывали, пантомимически проигрывали, паузу, во время которой выражалось и отношение к происходящему, и к партне ру, и рождалась мысль, которая вот сей час прервет музыку, неожиданно оборвет движение и взлетит страстной мольбой, требованием, призывом. Лучше всех этим приемом овладели Козырева и Самойлов. А те исполнители, которые не смогли или не захотели освоить режиссерское зада ние, выглядели несравнимо мельче, обы- товленными фигурами. В монументальном зрелище, впаянном, как в гигантскую раму, в зал Чайковского, органически слились оркестр из 80 музы кантов, гигантская скульптура Еврипида, античный портик и лестничная баллюстра- да, хореографическая группа из 60 испол нительниц и, в последнем акте, академиче ский хор из 200 певцов, грянувший вдруг с антресолей могучими, раскатистыми реф ренами вслед за стенаниями героев. Мы выходили с репетиции ошеломлен ные, потрясенные. И как странно было от кого-то ехидного услышать, что он, види те ли, «ожидал большего»! Вот так всегда на спектаклях Охлопкова — нет абсолютно го единения, есть спор, нет равнодушных... <0 декабря. Руководство Высших режис серских курсов, стремясь <<напитать» нас разнообразными режиссерскими школами, на этот раз устроило нам встречу с глав-'4 ным режиссером театра Сатиры, бывшим мейерхольдовцем, постановщиком нашу мевших спектаклей «Баня», «Клоп», «Мисте рия-Буфф» по Маяковскому, «Дамоклов меч» Хикмета, Валентином Николаевичем Плучеком. У всех он оставил приятное впечатление. Невысокий, изящный, с мягкими чертами очень бледного лица и седоватой головой. Он изыскан, нервозен, вдохновенен, О сво ем учителе Мейерхольде говорит с обожа нием. Беседу начал с того, что соообщил пять качеств, необходимых, по Мейерхольду, каждому режиссеру. Вот эти качества: ум, талант, культура, вкус, чувство композиции. Первые два качества — врожденные, ос тальные — благоприобретаемые. Далее Плучек подробно объясняет, что, по его мнению, составляет понятие куль туры. Здесь Валентину Николаевичу пона добился авторитет другого его духовного учителя, Андрея Белого, который утверж дал, что каждый культурный человек дол жен иметь свой «конек» — досконально знать или деятелей эпохи Ренессанса, или Гоголя и его натуральную школу, музыку Равеля или Дебюсси, живопись Рублева или Гойи, должен чем-то «болеть» всерь ез, а остальное знать в объеме энцикло педии (ничего себе программка!). Сам Бе лый «болел» Гоголем и потому пытался привить своим питомцам «гоголин», мог часами говорить о цветовой гамме Гоголя на разных этапах его творчества. Отчего синие жупаны, красные шаровары, голубое небо и красные закаты раннего Гоголя сменились на серые, желтые и черные то на (цвета Николаевской державы) в позд ний гоголевский период творчества. Белый объяснял закономерность, на основе кото рой фрак у Чичикова в начале поэмы был брусничного цвета в искру, а потом изме нился на дымчатый О вкусе Плучек говорил словами Гете — вкус развивается на шедеврах. Если чело век познает шедевр живописи, например,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2