Сибирские огни, 1981, № 4

В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 153 Тогда, понизив голос, Владимир Федоро­ вич сказал, что такая версия была сообще­ на под большим секретом главной теат­ ральной сплетнице, поэтому можно не сомневаться, что новость в самом ближай­ шем будущем станет достоянием всего коллектива. Конечно, дойдет она и до С., и он будет сильно переживать. А вот ког­ да все переживет и «осознает», когда при­ дет за подтверждением слухов в дирек­ цию, там ему сообщат, удивившись слуху, лишь о выговоре. По мнению Дудина, та­ кие меры действуют безотказно. Кто его знает? Слушать откровенности об этом нам было как-то не по себе. Задали мы еще и такой вопрос — премь­ ера «Медеи» на носу, а производственных совещаний, по всей видимости, не было и не предвидится. В тех коллективах, откуда мы приехали, ничего подобного быть не могло. — Действительно, наше городское проф­ союзное начальство всегда настаивает на производственных совещаниях в канун премьеры. Мы с ними не спорим, под­ тверждаем во время проверок — «Нужно проводитьі» Но на деле получается по- другому. Вывешивается объявление, где сообщается дата и час совещания. Но в самый канун проведения «кто-то», мы «не знаем» кто, снимает объявление, совеща­ ние таким образом срывается. Мы все дружно возмущаемся, назначаем новый срок, вывешиваем новое объявление, но и его постигает та же участь — совещание сорвано. Почему так? Николай Павлович убежден, что подобные коллективные об­ суждения накануне премьеры способны принести только вред (ведь одно неосто­ рожное слово порой может погубить роль на нежной стадии ее созревания). Но от­ стоять это свое убеждение официально Охлопкову попросту не хватает времени. Вот мы и помогаем ему выйти из положе­ ния самым простейшим способом. Улыбаемся, кто-то недоверчиво качает головой. Но факт остается фактом — про­ изводственных совещаний перед премье­ рами в театре Маяковского не бывает.4 4 декабря. Сегодня занимались в основ­ ном корпусе ГИТИСа. Впервые к нам при­ шла Мария Осиповна Кнебель. Маленькая, очень усталая женщина тем не менее вни­ мательно выслушивала каждого из нас, стараясь понять, что мы знаем по вопросу действенного анализа, в какой вере воспи­ таны, какими режиссерскими школами ув­ лечены. Почувствовав, очевидно, огромную нашу заинтересованность, Мария Осипов­ на сама зажглась, от ее усталости (а она пришла прямо с репетиции, из театра, где ставила какой-то спектакль) не осталось и следа. Она увлеченно рассказывала об ис­ каниях Станиславского, с которым работа­ ла последние годы его жизни. Говорила о том, что метод действенного анализа поз­ воляет уничтожить разрыв между психи­ ческим и физическим, что строится этот метод на основе резкого сокращения за­ стольного периода, что процесс анализа роли должен проходить в виде широкого использования этюдных опробований. За­ нятия этюдами с нами будет проводить преподаватель ГИТИСа, режиссер Цент­ рального театра Советской Армии А. 3. Окунчиков. Все, о чем рассказывала Мария Осипов­ на, мне было до подробностей знакомо из практики В. П. Редлих и В. К. Дени. Я толь­ ко диву давался, насколько точно, исчер­ пывающе полно поняли они и практически применяли тот метод, пропагандистом ко­ торого выступала Кнебель. Говорят, Охлопков собирается пригла­ сить ее на постановку в свой театр. Инте­ ресно, что из этого выйдет? Уж очень они разные — размашистый, стихийно та­ лантливый представитель условного театра и корректная, негромкая воспитанница школы МХАТа Кнебель. Удастся ли эта «прививка системы Станиславского»? 8 декабря. Вчера был день официально­ го оформления нашего московского суще­ ствования. Утром все вместе отдали на­ ши паспорта на прописку. Потом в ГИТИСе получили удостоверения слушате- • лей Высших режиссерских курсов, которые открывали перед нами двери всех театров, на любые спектакли. И, наконец, в довер­ шение всех этих приятных формальностей, уже в театре заведующий труппой маяков- цев Морской выдал нам значки с заветной эмблемой. В момент, когда эти значки бы­ ли вынесены к нам на раздачу, все захло­ пали в ладоши. Теперь, как нам кажется, все встречные смотрят на наши значки с завистью, а мы задаемся и гордо выпячи­ ваем грудь. Днем, на наше удивление, роль Медеи в выгородках репетировала мхатовская, типично чеховская актриса Ленникова. Нам объяснили, что она подала заявку в театр, и вот ей предоставлена возможность про­ бы. Еще один штрих к характеристике Ох­ лопкова: ведь он всегда представлялся нам мейерхольдовцем, художником, в чем- то противостоящим МХАТу. А вот поди ж ты — слухи о приглашении М. О. Кнебель, а теперь еще репетиции Ленниковой... Вечером состоялся полный прогон «Ме­ деи» с оркестром, хором, хореографиче­ ской группой. Зал имени Чайковского, где проходила репетиция, был полон. Но пар­ тера нет. Вместо него, занимая всю про­ сторную чашу, расположился большой симфонический оркестр. Восемь минут длилась увертюра из «Орестеи» Танеева. Музыка напряженная, могучая и прекрасная. Но вот отгремели литавры, медь оркестра, прошумели апло­ дисменты, лучи прожектора высветили бе­ лоснежную конструкцию, состоящую из лесенок, античных арок. Сейчас начнется драматическое действие. Каково-то испол­ нительнице роли кормилицы — после пате­ тического взлета увертюры привлечь к се­ бе вниманиеі

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2