Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 153 Тогда, понизив голос, Владимир Федоро вич сказал, что такая версия была сообще на под большим секретом главной теат ральной сплетнице, поэтому можно не сомневаться, что новость в самом ближай шем будущем станет достоянием всего коллектива. Конечно, дойдет она и до С., и он будет сильно переживать. А вот ког да все переживет и «осознает», когда при дет за подтверждением слухов в дирек цию, там ему сообщат, удивившись слуху, лишь о выговоре. По мнению Дудина, та кие меры действуют безотказно. Кто его знает? Слушать откровенности об этом нам было как-то не по себе. Задали мы еще и такой вопрос — премь ера «Медеи» на носу, а производственных совещаний, по всей видимости, не было и не предвидится. В тех коллективах, откуда мы приехали, ничего подобного быть не могло. — Действительно, наше городское проф союзное начальство всегда настаивает на производственных совещаниях в канун премьеры. Мы с ними не спорим, под тверждаем во время проверок — «Нужно проводитьі» Но на деле получается по- другому. Вывешивается объявление, где сообщается дата и час совещания. Но в самый канун проведения «кто-то», мы «не знаем» кто, снимает объявление, совеща ние таким образом срывается. Мы все дружно возмущаемся, назначаем новый срок, вывешиваем новое объявление, но и его постигает та же участь — совещание сорвано. Почему так? Николай Павлович убежден, что подобные коллективные об суждения накануне премьеры способны принести только вред (ведь одно неосто рожное слово порой может погубить роль на нежной стадии ее созревания). Но от стоять это свое убеждение официально Охлопкову попросту не хватает времени. Вот мы и помогаем ему выйти из положе ния самым простейшим способом. Улыбаемся, кто-то недоверчиво качает головой. Но факт остается фактом — про изводственных совещаний перед премье рами в театре Маяковского не бывает.4 4 декабря. Сегодня занимались в основ ном корпусе ГИТИСа. Впервые к нам при шла Мария Осиповна Кнебель. Маленькая, очень усталая женщина тем не менее вни мательно выслушивала каждого из нас, стараясь понять, что мы знаем по вопросу действенного анализа, в какой вере воспи таны, какими режиссерскими школами ув лечены. Почувствовав, очевидно, огромную нашу заинтересованность, Мария Осипов на сама зажглась, от ее усталости (а она пришла прямо с репетиции, из театра, где ставила какой-то спектакль) не осталось и следа. Она увлеченно рассказывала об ис каниях Станиславского, с которым работа ла последние годы его жизни. Говорила о том, что метод действенного анализа поз воляет уничтожить разрыв между психи ческим и физическим, что строится этот метод на основе резкого сокращения за стольного периода, что процесс анализа роли должен проходить в виде широкого использования этюдных опробований. За нятия этюдами с нами будет проводить преподаватель ГИТИСа, режиссер Цент рального театра Советской Армии А. 3. Окунчиков. Все, о чем рассказывала Мария Осипов на, мне было до подробностей знакомо из практики В. П. Редлих и В. К. Дени. Я толь ко диву давался, насколько точно, исчер пывающе полно поняли они и практически применяли тот метод, пропагандистом ко торого выступала Кнебель. Говорят, Охлопков собирается пригла сить ее на постановку в свой театр. Инте ресно, что из этого выйдет? Уж очень они разные — размашистый, стихийно та лантливый представитель условного театра и корректная, негромкая воспитанница школы МХАТа Кнебель. Удастся ли эта «прививка системы Станиславского»? 8 декабря. Вчера был день официально го оформления нашего московского суще ствования. Утром все вместе отдали на ши паспорта на прописку. Потом в ГИТИСе получили удостоверения слушате- • лей Высших режиссерских курсов, которые открывали перед нами двери всех театров, на любые спектакли. И, наконец, в довер шение всех этих приятных формальностей, уже в театре заведующий труппой маяков- цев Морской выдал нам значки с заветной эмблемой. В момент, когда эти значки бы ли вынесены к нам на раздачу, все захло пали в ладоши. Теперь, как нам кажется, все встречные смотрят на наши значки с завистью, а мы задаемся и гордо выпячи ваем грудь. Днем, на наше удивление, роль Медеи в выгородках репетировала мхатовская, типично чеховская актриса Ленникова. Нам объяснили, что она подала заявку в театр, и вот ей предоставлена возможность про бы. Еще один штрих к характеристике Ох лопкова: ведь он всегда представлялся нам мейерхольдовцем, художником, в чем- то противостоящим МХАТу. А вот поди ж ты — слухи о приглашении М. О. Кнебель, а теперь еще репетиции Ленниковой... Вечером состоялся полный прогон «Ме деи» с оркестром, хором, хореографиче ской группой. Зал имени Чайковского, где проходила репетиция, был полон. Но пар тера нет. Вместо него, занимая всю про сторную чашу, расположился большой симфонический оркестр. Восемь минут длилась увертюра из «Орестеи» Танеева. Музыка напряженная, могучая и прекрасная. Но вот отгремели литавры, медь оркестра, прошумели апло дисменты, лучи прожектора высветили бе лоснежную конструкцию, состоящую из лесенок, античных арок. Сейчас начнется драматическое действие. Каково-то испол нительнице роли кормилицы — после пате тического взлета увертюры привлечь к се бе вниманиеі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2