Сибирские огни, 1981, № 4
152 лопкова»), Потом лекция-рассказ перехо дит к делам организационным. — Вы думаете, когда меня начали при знавать (хотя и теперь многие не призна ют),— улыбается Охлопков,— думаете, по сле каких-либо творческих достижений? Ничуть не бывало. Вначале меня стали при знавать как организатора. Быть организа тором— это для режиссера основа основ. После окончания лекции мы вновь смот рели репетицию «Медеи». Так теоретические положения нашего учи теля тотчас представали перед нами в прак тике дел. 2 декабря. Живу в общежитии, 8 комна те, где, говорят, жил сам Товстоногов! Нас здесь пятеро. Вечерами долго и шумно прихлебывает свой необыкнов'енный чай с салом и солью калмык Манжиев. В углу сопит седовласый подстриженный под «ежика» режиссер с польской фамилией Цициновский. Есть тувинец Кысыгбай, бе лорус Минский — полный интернационал. Комната наша считается лучшей в этом старом, сплошь на подпорках здании на легендарной Трифоновке — просторная, как танцевальный зал (кровати притули лись по стенкам), есть трюмо, три стола, шифоньер. Казалось бы, чего еще надо? А вот по ди ж ты — все наши заскучали, всех гне тет отсутствие семей, масса хозяйственных забот, вдруг свалившихся на наши головы. Один за другим слушатели отказываются от белых сорочек. Самая модная — черная, кто не достал еще — ищет. Стирать умеет и любит только эстонец Хейкки Харавее. В комнате мы не курим. Я спускаюсь вниз, сажусь на продавленный диван ря дом с дежурным пб общежитию и читаю очередную пьесу. Ко мне подсаживается первокурсник в одних подштанниках и дол го выпытывает, как ему сделать доклад об элементе системы Станиславского «обще ние», Набрасываю ему тезисы выступле ния. Он бежит в свою комнату, возвраща ется, все в тех же подштанниках, но с тет радкой в руке и записывает все дословно. Интересная жизнь у первокурсников! Они так исполнительны, так аккуратны в выпол нении всех заданий. Это уже потом, на бравшись опыта, они научатся филонить, находить лазейки, ходы-выходы. А сей час — любо-дорого на них посмотреть, за дыхаются от забот, но выполняют все! Поскольку вопрос с моей стипендией все еще не решен, приходится учебу сов мещать с работой на радио. Это бывает нелегко. Встаю в 8 утра, когда еще темно и все спят. Сделав зарядку, спускаюсь вниз в умывальную комнату. Здесь меня приветствует вывешанное на стенке забот ливое объявление: «Помни, что грязные носки и старые калоши в раковину не про ходят». Потом, ринувшись в толпу, сажусь в трамвай. Через 20 минут выхожу на пло щади Пушкина, забегаю в молочное кафе, съедаю манную кашу, творог и иду на ра дио. К 11 я уже в театре (благо Дом ра диозаписи находится недалеко от Соби новского переулка — на улице Качалова). Здесь меня ожидает самое-самое завет ное — репетиция Охлопкова, на которой нам разрешается присутствовать при од ном непременном условии — чтобы мы си дели в партере и ни в коем случае не на ярусе (Николай Павлович почему-то этого не переносит). Частенько с нами ведут бе седы Охлопков или Дудин. К трем часам мы перебегаем в другое помещение, находящееся неподалеку, в Хлыновском тупике, который наши остро умцы не преминули переименовать в Ре жиссерский тупик. После 3-часовых теоре тических занятий мы имеем 15—20 минут на обед с тем, чтобы к 6.30 быть в каком- нибудь театре, на очередном спектакле, о котором назавтра будем много спорить, обсуждать на занятиях с преподавателями по мастерству, по эстетике, с театроведа ми. Поздний вечер остается на чтение пьес, подготовку к очередной репетиции, кото рые я веду на радио. Иногда добрая часть ночи уходит на радиозаписи сцен или от рывков из спектаклей, которые я с вели ким удовольствием провожу в компании с прекрасными актерами в лучшей студии страны, поражающей не одного меня сво ими необыкновенными акустическими свойствами (студия эта расположена на Главтелеграфе). Жизнь идет напряженная до предела и очень-очень интересная. ____________________ Л. БАЛАНДИН 3 декабря. Сегодня во время своей бе седы В. Ф. Дудин проявил такое подчерк- нутое, я бы даже сказал почтительное вни мание к каждому даже вскользь брошен ному замечанию Охлопкова, что невольно и нас заразил той же почтительностью. На предыдущей беседе Николай Павлович что-то сказал о неточных знаниях совре менных режиссеров, которые-де даже не понимают различия между обращением «Ваше сиятельство» и «Ваше превосходи тельство». Так вот уже через несколько дней Дудин размножил и вручил каждому из нас «Сравнительную таблицу русских чинов», в которой перечислены чины гражданские, военные, придворные, даны их титулы и приведена церковная иерар хия. Перепечатано, это с доподлинных ис торических документов, с т. н. «Табели о рангах», изданной Петром Великим 24 ян варя 1722 г, «А в нашем деле иначе нель- зя, напутствовал Дудин,— вспомните ту часть беседы, где Николай Павлович рас- сказывал о «языке вееров», который изу чал Мейерхольд». Дудин удивляет нас предельной откро венностью в его рассказах о делах театра. Вот пример. У артиста С. тяжело заболела дочь, и он с горя выпил и в таком виде играл центральную роль. Кто-то из нас за дал вопрос — как намерена в данном слу чае поступить дирекция театра? Дудин от- ветил, что С. будет уволен. Мы ахнули.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2