Сибирские огни, 1981, № 4

В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 15! взмывающим на верхнем регистре до тра­ гедийных высот, завораживала, изумляла. Это было само вдохновение, порыв, увле­ кающий за собой все и всех. А Ясон — Са­ мойлов? Порой он казался старомодно-па­ фосным — завывающие интонации, громо­ гласные вопли заставляли вспомнить ма­ неру чтения времен трагедий Озерова. Но это была тонко продуманная игра, потому что рядом с таким «официальным» Ясоном существовал и другой — статный воин, са­ модовольный и вышколенный, не желаю­ щий нервировать себя по пустякам. Праг­ матик до мозга костей, он в минуту яро­ сти умел брать себя в руки. Делалось это очень забавно, с глубокой иронией. Стои­ ло Ясону взволноваться, как он тотчас пус­ кал в ход испытанное средство — спорт. Вот он, уже готовый взорваться, вдруг хватал рукой воображаемый диск и, сделав заученный замах дискобола, бросал неви­ димый снаряд в зал, после чего успокаи­ вался и вновь готов был вести беседу. В другом аналогичном случае Ясон имити­ ровал метание копья, в третьем — бросок пращой (к сожалению, впоследствии новые исполнители по непонятной причине от этого неожиданного приспособления отка­ зались, и роль стала исполняться в каком- то усредненном, успокоенном ключе). У Охлопкова нет неинтересных персона­ жей. Каждому он умеет придать «изюмин­ ку». В коротком выходе А. Ханов сумел показать своего царя Креонта властным и добрым в сочном, запоминающемся ри­ сунке. Даже в крохотной роли странника А. Лукьянов со всей его распевной мане­ рой говорить, с его значительностью быв­ шего героя-любовника (я его видел еще в ролях Ромео и Теодоро) — фигура при­ мечательная. У Охлопкова на всех хватает фантазии и разнообразия режиссерских предложений. Так что ни один актер в «Медее» не скучает. После окончания прогона публика устро­ ила овацию. Охлопков кланялся и вновь просил высказывать ему свои замечания. 26 ноября. Вновь нас поразил Охлопков: на следующее же после прогона со зри­ телем утро, после шумного успеха репе­ тиции как ни в чем не бывало продолжал черновую работу над «Медеей». Сегодня он особенно жестко требовал соблюдения нужного ему ритма. Особенно доставалось тем фигурантам в черных три­ ко, которые в минуты трагических потря­ сений под раскаты литавр выбегали с двух сторон с огромной маской,- изображавшей гримасу ужаса. Охлопков требовал, чтобы выбегали они строго по реплике, одновре­ менно оказывались возле страдающего героя, четко вздымали маску, закрывая ли. цо актера, и синхронно разбегались в раз ные стороны. Добиться такой четкости было не так-то просто, если учесть, что герой постоянно находился на разном рас­ стоянии от кулис, и пробегать фигурантам приходилось все время разные отрезки сцены. Наконец желаемого удалось добиться. Но теперь Охлопкова не устраивали уже актеры, которые в момент, когда их лица закрывала маска ужаса, стояли в спокой­ ных позах, рассчитывая, что маска сыграет за них. Николай Павлович сам поднялся на сцену, встал на место Козыревой и попро­ сил фигурантов выбежать с маской. В тот момент, когда они закрыли ему лицо, а литавры раскатами передавали бурю чувств героини, Охлопков затрепетал всем телом, взметнулись в ужасе его руки, и перед нами возникло странное существо с ог­ ромной головой и разверстым ртом, горе­ стно вздымал этот изуродованный страда­ нием человек тонкие свои руки к небесам. Актеры, повторяя задание, не копировали режиссера, делали все гораздо мягче, ок­ руглее. И мне было жаль, что не так, как ОхлопковІ 1 декабря. Сегодня в маленьком кабине­ те главного режиссера за столиком под знаменитым графическим портретом Мая­ ковского мы увидели Николая Павловича, сидящего над конспектом. Он поздоровал­ ся и представил сидевшую здесь же жен­ щину — театроведа Нину Велехову. Потом начал лекцию. Часто заглядывал в свои записи, много цитировал, потом от­ влекался от бумаг и говорил, глядя куда- то вДаль, поверх наших голов. Поскольку в это время он вспоминал случаи из соб­ ственной практики, то мы решили, что он как бы вглядывается в далекое прошлое. Охлопков призывал нас к глубинному, философскому проникновению в драма­ тургический материал. — Мечтаю о времени,— говорил он,— когда на афишах будет значиться: «Спек­ такль поставил философ такой-то». Именно философ, а не просто режиссер. Задумы­ вать спектакль всегда нужно глубоко, уст­ ремляясь к великому. Я вам напомню сло­ ва Герцена из его письма к Огареву. Гер­ цен писал: «Наслаждение поэтическое мо­ жет дать только бесконечность... Ляг под навес и гляди в потолок — глупейшее за­ нятие. А сними крышу, и взгляд уйдет в бесконечность созвездий...» Вот так же и мы с вами должны уметь снять с пьесы крышу и посмотреть — что же там нахо­ дится, какое зарево можно приготовить? Задумывать всегда нужно далеко, не огра­ ничивая себя поначалу никакими посторон­ ними соображениями. Это уж потом при­ дут — смета, размеры сцены, занятость группы. А поначалу — думайте только о бесконечности. Недавно мне удалось ус­ лышать хорошую сентенцию: если я заду­ маю ехать во Владивосток, то уж до Пе­ ределкина наверняка доеду. А вот если я сразу ограничу себя маршрутом до Пере­ делкина, то так и останусь сидеть на месте. Потом Николай Павлович рассказывал, как много у него появилось подражателей после «Грозы», как нелепо выглядит все подражательское (один режиссер умуд­ рился посадить Катерину в птичью клетку, полагая, что он создал символ «под Ох

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2