Сибирские огни, 1981, № 4
150 Л. БАЛАНДИН вил вместе с Охлопковым «Океан», «Гос тиницу «Асторию» и другие спектакли. Бу дет вести у нас практические занятия по режиссуре. Владимир Федорович — весь коррект ность и ирония. От нас требует, во-пер вых, искренности и честности во всем («Ес ли что-то не знаете, так прямо и говори те — не знаю») и, во-вторых, точности («Сцена не терпит приблизительности ни в большом, ни в малом, начиная от точного понимания эпохи, стиля и кончая "точно стью в передаче правды чувств»), Дудин рассказывал о загрузке, которая ожидает нас. Ежедневно мы должны при ходить на все репетиции театра, выполнять отдельные поручения постановщиков, че тыре раза в неделю быть с 9 утра до 11 на занятиях Охлопкова или Дудина. После репетиции, с 3 до 6 вечера будут прово диться теоретические занятия. А вечерами мы должны посещать различные спектакли. Один из наших, все тот же режиссер из Мурманска, после беседы Дудина заявил многозначительно и даже строго: — Одно мне не понравилось в ваших словах, Владимир Федорович. — Что же? — насторожился тот. — То, что вы сказали в заключение, буд то утомили нас своей беседой. Мы за тем и приехали, чтобы вы нас как можно боль ше «утомляли» своими глубокими беседа ми, наставлениями... — А вы большой дипломат,— сказал Ду дин, не лишенный чувства юмора, и повел нас знакомиться с театром и актерами.— Отныне и на весь год вы должны считать себя членами нашего коллектива, маяков- цами. Мы расцвели и вслед за нашим гидом по узким коридорам закулисной части те атра пошагали знакомиться со своими «коллегами». — Евгений Самойлов, самая светлая лич ность в нашем театре,— представляет Ду дин. — Ну, зачем вы такі— любезно улыба ется своей обаятельной, с детства знако мой по кинофильмам улыбкой Самойлов и пожимает нам руки. — Молодой артист Евгений Лазарев,— тем временем продолжает Дудин.— Мы его переманили из Риги и теперь сами не знаем, что с ним делать. Шутка, конечно, не очень удачная. Рых ловатого сложения круглолицый и кругло- глазый юноша явно смущен: «Владимир Федорович...» — укоризненно тянет он. — Аржанов — самый мой любимый ар тист... Заслуженная Григорьева, будьте зна комы... А это наш помощник режиссера, в театре работает 175 лет (это опять — шутка!)... Здесь, через этот служебный вход вы будете входить в театр. А через ту, главную дверь, в которую вы сегодня вошли, имеют право входить только четы ре человека — я, Охлопков, директор и ди ректор-распорядитель. Мы расстаемся, взволнованные беседой, калейдоскопом знакомств. Завтра к 11. Будем присутствовать на репетиции «Ме деи». Сейчас в Москве только и разгово ров, что о готовящейся премьере. Уже привыкли, что Охлопков непременно удив ляет. Этот «спектакль-концерт» будет идти в зале имени Чайковского. В нем участву ют большой симфонический оркестр (80 музыкантов) и хор в 200 человек! Вот как! 25 ноября. Сегодня присутствовали на прогоне «Медеи». Велик к ней интерес Москвы! По разрешению Охлопкова на черновой репетиции был полный зал теат ральных деятелей. Среди зрителей узнаю многих, известных по театрам и кинофиль мам. Расхаживают по фойе, обсуждают событие, иронизируют. А Охлопков как будто даже и не волнуется. Перед нача лом прогона подошел к рампе и произнес вступительное слово. Смысл его сводился к тому, что после XX съезда партии дея тели искусств должны учиться работать по-новому, в тесном творческом содруже стве, всемерно помогая друг другу. Что он, Охлопков, первым делает шаг навстре чу, надеется на товарищескую помощь всех присутствующих. Что после репети ции, которая будет выглядеть пока еще в черновом виде (даже костюмы и рекви зит не весь готов, в сцене с царем Креон- том носильщики выйдут в современных одеждах и т. п.), Охлопков с удовольстви ем выслушает все замечания присутствую щих... (Послышался шумок недоумения)... в личной беседе или по телефону,— возвы сил голос Охлопков и в заключение про изнес: — Вот сейчас артисты стоят за кулиса ми и волнуются. А потом выйдут перед нами. Отчаянно смелый народ! Я бы тако го испытания не выдержал! Николай Павлович прошел в середину зала, сел за свой режиссерский столик. Зал откликнулся на его речь разрознен ными хлопками и нестройным гулом. «Это он своего учителя Мейерхольда копиру ет,— сказал мне сосед справа,— тот тоже любил делать открытые репетиции. Однаж ды у всех на глазах Левушку Свердлина так мучил, так мучил...» Дослушать, как мучил Свердлина Мейерхольд, мне было не суждено — зазвучала увертюра, репе тиция началась. Едва оборвалась музыка, как на сцену выбежала Либерчук в роли кормилицы. Она упала на пол, яростно билась о него головой, не в силах перенести ужасную сцену, увиденную ею в царских покоях. Уста кормилицы исторгали неистовые воп ли. Казалось, куда двигаться спектаклю дальше, если уже начало представляло со бой кульминацию страсти?! Но нет, режиссер знал, как вести нас в мир театральных потрясений. Каждая по следующая сцена контрастировала с пре дыдущей, создавая непрерывно усиливаю щийся поток впечатлений, переживаний. Евгения Козырева своей манящей женст венностью, интеллектуальностью и какой- то нечеловеческой пластичностью, могу чим голосом, то падающим до шепота, то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2