Сибирские огни, 1981, № 4

В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 145 сибирск имеет шесть театров, богатых и творческими успехами, и творческими драмами, и проблемами, имеющими отнюдь не местное, а всеобщее значение. Еще в конце пятидесятых годов Л. Баландин создает творческие портреты режис­ серов, заслуженных деятелей искусств В. П. Редлих и В. К. Дени, актеров — народных артистов РСФСР Е. Г. Агароновой и Н. Ф. Михайлова. Это были как бы первые фраг­ менты книги по истории «Красного факела». В 1972 году выходит книга Л. Баландина «На сцене и за кулисами (путь театра «Красный факел» (1920 — 1970)». Само по себе создание истории театра не столичного, а периферийного, не насчитывающего вековой традиции, а созданного при Советской власти ,— уже явление незаурядное. Но Л. Баландин сделал большее — своей книгой он доказал, что творчество яркого театрального коллектива, независимо от его место­ положения, насыщено проблемами, всеобщими для театрального искусства, на самом высоком и сложном уровне, что оно обогащает все театральное искусство страны, что провинциализм — это не место жительства, а образ мышления... Можно быть провин­ циалом, всю жизнь прожив в столицах. В книге Л. Баландина поражает многообразие исследовательских приемов, с по­ мощью которых он воскрешает историю. Автор сливает в красочное целое отрывочные воспоминания первых краснофакельцев, газетные и журнальные сообщения о первых спектаклях, скупые сведения из личного архива основателя театра В. К. Татищева, уст­ ные рассказы старых актеров и даже собственные впечатления от пожелтелых фото­ графий их семейных альбомов. Кроме того, он применяет интересный метод ассоциаций. Например, современники дружно называли приму молодого театра Н. И. Огонь-Дога- новскую «негласной соперницей Алисы Коонен». Автор видел на сцене Коонен, а Дога- новскую видеть ему не довелось. И вот он собственные впечатления от игры Коо­ нен «накладывает» на образ Огонь-Догановской, ассоциирует две схожие манеры игры. Чем. ближе к нашим годам подходит повествование в книге, тем больше автор пользуется методом мемуаристики, собственных впечатлений от театра, в котором сам стал в ту пору работать. В образе В. П. Редлих, главного режиссера «Красного факе­ ла» в 50—60-х годах, живая, мемуарная зримость ее портрета сочетается с театровед­ ческим исследованием ее режиссерского стиля. Л. Баландин, при высокопрофессиональном уровне научного анализа, свободно пользуется беллетристическими приемами — диалогом, психологическим портретом, жи­ выми подробностями спектаклей и вообще бытия соответствующего времени, эмоцио­ нальной насыщенностью повествования. Это не просто исследовательский труд, а еще и писательская книга. И вот ныне «Сибирские огни» публикуют новую работу Л. Баландина. Читатель без труда убедится, что лучшие стороны прежних работ нашего автора, его книги о «Красном факеле», здесь обрели еще большую насыщенность и выразительность. Нс бесстрастность исследователя, а личная увлеченность, будоражащая душу, определяет атмосферу этой работы: «Я понял, что не буду знать покоя, пока не распознаю зако­ нов, по которым строится охлопковский театр». Главный герой, если можно так выразиться, здесь Н. П. Охлопков, один из вели­ ких советских режиссеров. Но, вместе с тем, читатели встретятся и с В. Н. Плучеком, и с А. А. Гончаровым, и с другими видными режиссерами нашего времени. «Нас, охлопковцев,— пишет Л. Баландин,— конечно, интересовало, в чем сходст­ во и в чем отличие режиссера-мейерхольдовца Плучека и мейёрхольдовца же Ох­ лопкова». Идейный пафос работы Л. Баландина заключается в том, чтобы определить исто­ ки и многообразие могучих режиссерских сил и пути их слияния, их синтеза в современ­ ном советском театре. Когда-то Мейерхольд не признавал Станиславского. Но режис­ серы последующих поколений предприняли поиск синтеза их великих открытий. Автор убедительно показывает, как «мейерхольдовец» Охлопков органически преломляет в своем творчестве систему Станиславского. ■ Со страниц работы Л. Баландина встает могучий образ Охлопкова, показанный очень широко — от глобальных идей, вошедших в золотой фонд нашего театрального искусства, до подробностей профессиональных приемов. Л. Баландин делает вывод: «И эта его идея консолидации сил ■новаторов, экспе­ риментаторов, ищущих новых путей в искусстве, и стремление опираться на зрительские массы, и проведение открытых репетиций с целью сближения творческих группировок на базе единства целей, и эта его идея создания «Маленького театра», где нельзя было бы «наигрывать» фальшивость, и его настойчивые опыты применения новинок техники (век НТР!),— все это звенья глубоко, продуманной программы. И при этом — удиви­ тельное чувство творческой независимости. Я бы сказал — независимости от случайного, суетного». Как мы знаем, первоначальный этап развития советского искусства отличался обилием дробных концепций и спрямленных линий. Много копий ломалось, много конф­ ликтов нарождалось между разными группами. Но по самим внутренним законам со­ зревания искусства социалистического реализма шел процесс синтеза, взаимообогаще- ния, отбора наиболее ценного и перспективного. И на этих трудных и бурных путях создания цельного искусства советского театра Н. П. Охлопков является одной из са­ мых могучих и действенных фигур. 10 Сибирские огни № 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2