Сибирские огни, 1981, № 4
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 145 сибирск имеет шесть театров, богатых и творческими успехами, и творческими драмами, и проблемами, имеющими отнюдь не местное, а всеобщее значение. Еще в конце пятидесятых годов Л. Баландин создает творческие портреты режис серов, заслуженных деятелей искусств В. П. Редлих и В. К. Дени, актеров — народных артистов РСФСР Е. Г. Агароновой и Н. Ф. Михайлова. Это были как бы первые фраг менты книги по истории «Красного факела». В 1972 году выходит книга Л. Баландина «На сцене и за кулисами (путь театра «Красный факел» (1920 — 1970)». Само по себе создание истории театра не столичного, а периферийного, не насчитывающего вековой традиции, а созданного при Советской власти ,— уже явление незаурядное. Но Л. Баландин сделал большее — своей книгой он доказал, что творчество яркого театрального коллектива, независимо от его место положения, насыщено проблемами, всеобщими для театрального искусства, на самом высоком и сложном уровне, что оно обогащает все театральное искусство страны, что провинциализм — это не место жительства, а образ мышления... Можно быть провин циалом, всю жизнь прожив в столицах. В книге Л. Баландина поражает многообразие исследовательских приемов, с по мощью которых он воскрешает историю. Автор сливает в красочное целое отрывочные воспоминания первых краснофакельцев, газетные и журнальные сообщения о первых спектаклях, скупые сведения из личного архива основателя театра В. К. Татищева, уст ные рассказы старых актеров и даже собственные впечатления от пожелтелых фото графий их семейных альбомов. Кроме того, он применяет интересный метод ассоциаций. Например, современники дружно называли приму молодого театра Н. И. Огонь-Дога- новскую «негласной соперницей Алисы Коонен». Автор видел на сцене Коонен, а Дога- новскую видеть ему не довелось. И вот он собственные впечатления от игры Коо нен «накладывает» на образ Огонь-Догановской, ассоциирует две схожие манеры игры. Чем. ближе к нашим годам подходит повествование в книге, тем больше автор пользуется методом мемуаристики, собственных впечатлений от театра, в котором сам стал в ту пору работать. В образе В. П. Редлих, главного режиссера «Красного факе ла» в 50—60-х годах, живая, мемуарная зримость ее портрета сочетается с театровед ческим исследованием ее режиссерского стиля. Л. Баландин, при высокопрофессиональном уровне научного анализа, свободно пользуется беллетристическими приемами — диалогом, психологическим портретом, жи выми подробностями спектаклей и вообще бытия соответствующего времени, эмоцио нальной насыщенностью повествования. Это не просто исследовательский труд, а еще и писательская книга. И вот ныне «Сибирские огни» публикуют новую работу Л. Баландина. Читатель без труда убедится, что лучшие стороны прежних работ нашего автора, его книги о «Красном факеле», здесь обрели еще большую насыщенность и выразительность. Нс бесстрастность исследователя, а личная увлеченность, будоражащая душу, определяет атмосферу этой работы: «Я понял, что не буду знать покоя, пока не распознаю зако нов, по которым строится охлопковский театр». Главный герой, если можно так выразиться, здесь Н. П. Охлопков, один из вели ких советских режиссеров. Но, вместе с тем, читатели встретятся и с В. Н. Плучеком, и с А. А. Гончаровым, и с другими видными режиссерами нашего времени. «Нас, охлопковцев,— пишет Л. Баландин,— конечно, интересовало, в чем сходст во и в чем отличие режиссера-мейерхольдовца Плучека и мейёрхольдовца же Ох лопкова». Идейный пафос работы Л. Баландина заключается в том, чтобы определить исто ки и многообразие могучих режиссерских сил и пути их слияния, их синтеза в современ ном советском театре. Когда-то Мейерхольд не признавал Станиславского. Но режис серы последующих поколений предприняли поиск синтеза их великих открытий. Автор убедительно показывает, как «мейерхольдовец» Охлопков органически преломляет в своем творчестве систему Станиславского. ■ Со страниц работы Л. Баландина встает могучий образ Охлопкова, показанный очень широко — от глобальных идей, вошедших в золотой фонд нашего театрального искусства, до подробностей профессиональных приемов. Л. Баландин делает вывод: «И эта его идея консолидации сил ■новаторов, экспе риментаторов, ищущих новых путей в искусстве, и стремление опираться на зрительские массы, и проведение открытых репетиций с целью сближения творческих группировок на базе единства целей, и эта его идея создания «Маленького театра», где нельзя было бы «наигрывать» фальшивость, и его настойчивые опыты применения новинок техники (век НТР!),— все это звенья глубоко, продуманной программы. И при этом — удиви тельное чувство творческой независимости. Я бы сказал — независимости от случайного, суетного». Как мы знаем, первоначальный этап развития советского искусства отличался обилием дробных концепций и спрямленных линий. Много копий ломалось, много конф ликтов нарождалось между разными группами. Но по самим внутренним законам со зревания искусства социалистического реализма шел процесс синтеза, взаимообогаще- ния, отбора наиболее ценного и перспективного. И на этих трудных и бурных путях создания цельного искусства советского театра Н. П. Охлопков является одной из са мых могучих и действенных фигур. 10 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2