Сибирские огни, 1981, № 4

ИСКУССТВО Л. Баландин В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ (Н. П. Охлопков и другие) Лоллий Баландин полушутливо рассказал о том, как в юности гадалка нагадала ему, что вся жизнь его пройдет в стремлениях. Пророческий дар этой гадалки в пол­ ной мере можно оценить сейчас, когда объекту того давнего гадания исполнилось 60 лет. Выпускник Омского театрального училища, Л. Баландин стал актером Новоси­ бирского театра *Красный факел». Вскоре одновременно он увлекся режиссурой на ра­ дио и начал разрабатывать жанр радиоспектаклей. Он написал статью кРадио — искус­ ство!», которая начиналась таким знаменательным диалогом: — Я взял билеты в кино. Идем? — Что ты! Разве забыл? Сегодня же новый радиоспектакль! ' — Ах да!.. Придется отказаться от билетов. Со свойственной ему дотошностью, что, в общем-то, является признаком высокого профессионализма, Л. Баландин изучил в ту пору все, что было написано об использо­ вании художественных жанров на радио, подверг многое критике и сделал вывод, что радиодраматургия у нас не развита, хотя она имеет собственные, яркие, отличные от театра, кино и телевидения черты. Спектакли, созданные Л. Баландиным на Новосибирском радио ,— на памяти всех, кто их слушал. И в самом деле, судя по многочисленным письменным отзывам радио­ слушателей, немало людей ради них отказывались от билета в кино. В то же время Л. Баландин работает и в литературной критике. Одним из первых он отметил появление в литературе Юрия Рытхэу с ёго «Нуниваком», Ильи Лавро­ ва с «Синим колодцем». Едва ли не первая обобщающая работа о творчестве Геор­ гия Маркова «Гимн жизни», написанная в 1958 году, тоже принадлежит перу Л. Балан­ дина. Но. «стремления» продолжаются, и Л. Баландин поступает на Высшие режиссер­ ские курсы. Однако, узнав о том, что в ГИТИСе Н. П. Охлопков будет преподавать ре­ жиссерское мастерство, он срочно добивается перевода в ГИТИС. Позже Л. Баландин много лет работал главным режиссером Новосибирского ра­ дио, стал членом Союза писателей СССР, кандидатом искусствоведения. Совсем недав­ но. уже в «предъюбилейные» годы, он становится одним из организаторов журналист­ ского образования в Новосибирске и первым заведующим кафедрой журналистики Но­ восибирской Высшей партийной школы. Это прекрасно, когда «стремления» продол­ жаются даже в том возрасте, который все более приближается к наименованию «почтенней». Но с годами выявилось, что весь этот большой и многообразный опыт работы в области культуры находит свою наивысшую концентрацию в театроведении. Именно в этой области наиболее крупный вклад Л. Баландина. Если, скажем, прозаик может создавать шедевры, живя вдали от бурных центров, то театроведение может развиваться только там, где есть богатая и сложная театраль­ ная жизнь, только в ее гуще. Такая жизнь есть действительно в Новосибирске. Ново­ сибирцы ревниво помнят прежнюю славу своего «сибирского МХАТа», как называла центральная печать театр «Красный факел», они гордятся нынешней славой «Большого театра Сибири», как та же печать называет Новосибирский театр оперы и балета. Ново

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2