Сибирские огни, 1981, № 4
ИСКУССТВО Л. Баландин В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ (Н. П. Охлопков и другие) Лоллий Баландин полушутливо рассказал о том, как в юности гадалка нагадала ему, что вся жизнь его пройдет в стремлениях. Пророческий дар этой гадалки в пол ной мере можно оценить сейчас, когда объекту того давнего гадания исполнилось 60 лет. Выпускник Омского театрального училища, Л. Баландин стал актером Новоси бирского театра *Красный факел». Вскоре одновременно он увлекся режиссурой на ра дио и начал разрабатывать жанр радиоспектаклей. Он написал статью кРадио — искус ство!», которая начиналась таким знаменательным диалогом: — Я взял билеты в кино. Идем? — Что ты! Разве забыл? Сегодня же новый радиоспектакль! ' — Ах да!.. Придется отказаться от билетов. Со свойственной ему дотошностью, что, в общем-то, является признаком высокого профессионализма, Л. Баландин изучил в ту пору все, что было написано об использо вании художественных жанров на радио, подверг многое критике и сделал вывод, что радиодраматургия у нас не развита, хотя она имеет собственные, яркие, отличные от театра, кино и телевидения черты. Спектакли, созданные Л. Баландиным на Новосибирском радио ,— на памяти всех, кто их слушал. И в самом деле, судя по многочисленным письменным отзывам радио слушателей, немало людей ради них отказывались от билета в кино. В то же время Л. Баландин работает и в литературной критике. Одним из первых он отметил появление в литературе Юрия Рытхэу с ёго «Нуниваком», Ильи Лавро ва с «Синим колодцем». Едва ли не первая обобщающая работа о творчестве Геор гия Маркова «Гимн жизни», написанная в 1958 году, тоже принадлежит перу Л. Балан дина. Но. «стремления» продолжаются, и Л. Баландин поступает на Высшие режиссер ские курсы. Однако, узнав о том, что в ГИТИСе Н. П. Охлопков будет преподавать ре жиссерское мастерство, он срочно добивается перевода в ГИТИС. Позже Л. Баландин много лет работал главным режиссером Новосибирского ра дио, стал членом Союза писателей СССР, кандидатом искусствоведения. Совсем недав но. уже в «предъюбилейные» годы, он становится одним из организаторов журналист ского образования в Новосибирске и первым заведующим кафедрой журналистики Но восибирской Высшей партийной школы. Это прекрасно, когда «стремления» продол жаются даже в том возрасте, который все более приближается к наименованию «почтенней». Но с годами выявилось, что весь этот большой и многообразный опыт работы в области культуры находит свою наивысшую концентрацию в театроведении. Именно в этой области наиболее крупный вклад Л. Баландина. Если, скажем, прозаик может создавать шедевры, живя вдали от бурных центров, то театроведение может развиваться только там, где есть богатая и сложная театраль ная жизнь, только в ее гуще. Такая жизнь есть действительно в Новосибирске. Ново сибирцы ревниво помнят прежнюю славу своего «сибирского МХАТа», как называла центральная печать театр «Красный факел», они гордятся нынешней славой «Большого театра Сибири», как та же печать называет Новосибирский театр оперы и балета. Ново
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2