Сибирские огни, 1981, № 4
ПОТОМОК УЛУКИТКАНА 139 А это были не его дети,— пояснил проводник.— Он чужих детей убил. Невероятно! Но почему это случилось? Почему ты так решил? Этого амикана, хозяина хребта Эзон, знали многие охотники нашего стойби ща. Хитрый, опасный медведь. Много оленей и изюбрей подавил. Лет десять мы его выслеживали. Охотники сколько раз видели с соседних вершин, как его семья гуляла по главному хребту. Всегда впереди огромный амикан, за ним медведица, а возле нее медвежата — каждый год по два. Года два назад медведица пропала. Амикан долго искал ее и не мог найти. Ходил по хребту, ревел, звал свою женку. Не дозвал ся и успокоился. А медведица не пропала. Она за дальние горы к другому ушла. Прожила там год, а нынче привела свой выводок на хребет Эзон, на родину свою. Вчера их амикан встретил... — А как же он узнал, что медвежата не его? — спросили рабочие. •— Обнюхал — чужой запах. Так и узнал. А раз не его,— растерзал. Заодно и медведице досталось. Медведи, как люди, все знают, все понимают... — Что ты нам байки рассказываешь! — усомнились рабочие.— Что может зверь понимать? По-твоему выходит, он вроде как за измену на медведицу озлился? Серебряный пожал плечами. Он не обиделся, что ему не поверили. В свою оче редь спросил рабочих, что они сами думают, чем могут объяснить случившееся? Ни чего вразумительного никто придумать не мог. А мне вспомнилось другое. В многотысячном оленьем стаде каждая важенка найдет своего тугута-теленка и только его подпустит к вымени. Чужому ни за что не даст молока. И волчица отыщет и узнает отставшего от выводка волчонка, и рысь — своего детеныша, как бы далеко ни ушел он от логова. Даже маленькая беззаботная горная козочка-кабарга среди нагромождений скал и россыпей не даст затеряться козленку. У любого зверя сильно развито обоняние. Так же и у медведей. Поэтому объяснение проводника показалось мне правдоподобным. Меня очень интересовало, боится ли чего-нибудь Серебряный, ведомо ли ему чувство страха? Его дела и поступки говорили о том, что это человек без нервов, ре шительный и смелый. Но одно дело предполагать, а другое — знать точно. Я решил спросить об этом Николая, благо представился удобный случай — он только что вер нулся с опасного поиска. Целый день шел по следам раненых, обезумевших от боли и злобы зверей. Шел один, без собак, без подстраховки другим охотником, по лет нему трудно читаемому следу, что очень опасно. Звери могли услышать его шаги, учуять запах, сделать засаду, напасть. Серебряный долго думал, прежде чем ответил на мой вопрос. — Воды и огня шибко боюсь. Амакана маленько боюсь... — Как же ты боишься медведя? Сколько ты их добыл в тайге! — Все равно боюсь. А огонь и вода еще хуже, опасней амакана. Я понял, что страх в его понимании не трусость, не паникерство, а оолее слож ное и сильное чувство — чувство настороженности перед возможными неожиданно стями, которые могут возникнуть внезапно, испортить охоту, искалечить, оборвать жизнь. ...Стремительно несется по горной реке, по перекатам и порогам маленькая лодка-долбленка, по местному названию, омороча. Несется, обходя большие камни, торчащие из воды выступы скал. Лодчонкой управляет охотник-эвенк. Одно неосто рожное движение, и оморочку разобьет в щепы, а для лодочника — конец. Подав- ляющее большинство эвенков не умеет плавать, держаться на воде. «Я плаваю, как сукэ»,— скажет, улыбаясь, охотник-эвенк. И в то же время нет лодочников и проводников по горным рекам искуснее эвенков. Конечно, страшны лесные пожары, от которых гибнут звери и птицы, все, что населяет тайгу. Как не опасаться огня? Потому эвенки крайне осторожны, вниматель ны и расчетливы в своих действиях. Смелость, бесстрашие уживаются у них с чувст вом боязни. Борьба человека с силами природы — это постоянные схватки с бушующими ре ками, с холодом, пургой, иногда с голодом; это соревнование с чутким изюбрем, ло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2