Сибирские огни, 1981, № 3
4 ЛЕВ ШТУДЕН Ее сверстники давно поступили в консерватории, либо на работу, за вели семьи, выбрались на новый, более высокий виток жизненной спира ли, а она каждую осень, держа ученический портфель с нотами, упорно шла в свое суровое здание, держась сбоку от тротуара, чтобы чуть-чуть пошуршать на пути листьями. Шла плавно, шла медленно. А надо сказать, что шаг ее не был усталым или больным,—напро тив, свободным и очень изящным. Человек, имеющий отношение к бале ту, мог бы признать в этой походке —с подтянутой плавностью бедер и слегка вывороченными ступнями —некую печать профессионального отношения к танцевальному ремеслу. Так оно, наверное, и было, судя по тому, с какой страстью Любушка обсуждала какую-нибудь очередную находку в игре Лиепы или Плисецкой, с какой тщательностью вырезала из газет и журналов статьи о балете. А один из ее сокурсников, очутив шийся как-то по случайной оказии у нее дома, рассказывал потом в курилке: — Ну, завал, ребята... Как пришел я —первым делом мне в очи Любушкин портрет в простенке, два на полтора, в пачках и на пуан тах,— вылитый лебедь. Стоит, руки раздвинув, как дЛя норматива П О , и быстрой ножкой ножку бьет. На другой фотографии опять же она — принцесса Аврора, а на третьей — чистая Жизель. А барахла старинного в доме —не повернешься: и кровати с пологом, и подушки под белой кисеей, мал мала меньше, и вензеля на рояле, и подсвечники... Гляжу,, завели меня в прошлый век, родные мои, мотать надо, пока не засосало. Жуть! Сокурсник, если и приврал насчет «прошлого века», то самую ма лость. Так и было: даже Любушкин вид наталкивал на мысль о давно прошедшем. Ее взгляд покоился в заводи дальних туманов, руки трепет но жались к груди, и глухой голос уходил как будто назад, к своему эху. А ее блузки всегда напоминали старинный жакет, а ее платья всег да были ниже колен, а голова повязана расписным платком, взятым черт знает в каком сундуке. Вот уж подлинно купеческая дочка, не то невеста на нижегородской ярмарке. Это даже скорее злило, чем забав ляло. Ну, пусть бы она носила «макси», по пуду браслетов на каждой руке и лиловые волосы. Все было бы нормально. Но к чему эта носталь гия по раз навсегда минувшему, этот допотопный шарм, скажите на ми лость? Такое же впечатление производила ее прическа, вся в мелком и сложном плетении окаймляющих темя маленьких кос,—очень серьезная старорусская прическа, тщательная и строгая, как линии миниатюр на монастырских книгах... Ну, и шла бы в монастырь. К чему ей, спраши вается, Бетховен? Ее лексика, плюс ко всему, отнюдь не говорила об интеллигентском воспитании, а скорей заставляла вспомнить персонажи пьес Александра Островского. Сокурсники любили заставить ее выступить на собрании, после чего рыдали от хохота. Но это, впрочем, зря, просто из зубоскаль ства: она все-таки старалась говорить правильно, у нее не было этих — «общага», «лажа», «качумать», «кимарить». Она ведь читала Карамзина и Тургенева. Старалась блюсти себя. Очень любила плавно положить руку на спинку стула перед вечерним окном. Говорила с замираниями и несколько растянуто,—от старательности, должно быть,—полагая, чго в культурном обществе люди только так и должны общаться: серьезно,, с придыханием, слегка прикрывая глаза. Вообще, если уж откровенно,— многие ее попросту считали дурой. Быть к ней ласковым мало кому приходило в голову. Умиляла она разве своей наивностью, но —редко. Чаще раздражала. Например, вдруг доверительно скажет пожилому и уважаемому учителю;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2