Сибирские огни, 1981, № 3
ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА В ФОРМЕ СТАРИННОЙ СЮИТЫ 29 Она не то чтобы царила. В суматохе шейка вообще трудно царитъ. Была всего лишь естественна, свободна. Но,— странно!— чем больше в ней было свободы, тем сильнее это сковывало партнера. И свобода ее вряд ли объяснялась профессиональным умением танцевать — она ведь никогда много не танцевала на вечерах. Движения гибких рук й легких босых ног, вместе с завихрениями краев платьица, обладали той красо той, какую имеет все то, что принадлежит Естественному. Движения эти были хороши просто нотому, что были целесообразны, и они были откро вением в той мере, в какой откровением может быть только природа. Казалось чудом, что в ее, всегда волнующем насыщенной медлен ностью, теле мог поселиться этот бешеный ритм... Она будто бы рассре доточила свою плавность по мельчайшим вихревым движениям рук и бедер, она сделала быстроту темпа — гармоничной, горячность — напол- ненно-мягкой, как легато в быстром пассаже. Гибкость и грация являлись не от выучки, а из потайных недр ее тонкостанного ладного тела, где, не стесненная рассудком и ложными запретами, радовалась сама жизнь. Глаза ее остро следили за движе ниями партнера, она ловко уходила из-под его рук, уворачивалась, вы скальзывала, будто пролетала сквозь него по воздуху, й чуть ли не де- ■лала ему длинный нос, когда, замешкавшись, он упускал свою добычу. Один раз он чуть не врубился в стену, двигаясь к ней по инерции и хва тая воздух там, где ее уже не было, а она за его спиной три раза хлоп нула в ладоши — ку-ку! —и он вынужден был поворотить вспять. Он на ступал, она ускользала. Он уже сам не понимал, что движется по ее зову, стремится по ее прихоти, вместо тяжелого пугала становясь раз досадованным искателем счастья. Каменный огонь гонял мужскую и женскую тени по стенам и потол ку, вводя, как контрапункт, ритм своей пляски в их танец. Пламя делало смуглым ее лицо и высекало искры из глаз под низким лбом, окаймлен ным далеко назад летящими прямыми волосами. Цивилизация дала тре щину, рассыпалась в прах. Это был почти ритуальный танец каменного века. В игре были только тело и языки огня. Спокойно, неодолимо, властно она переводила балдежно-шалопайский шейк в таинство, прев ращала тряску и суету в миф. В магическом кругу танцевального пятачка проигрывалось вечное со перничество Мужчины и Женщины — через ритмический язык жеста. Мужчина, охваченный яростной жаждой, наступал, соразмеряя движе ния только со своей целью, делая их орудием простого намерения, счи тая, что поступает честно и логично. Женщина, идя навстречу, выскаль зывала; уступая, пряталась. Она превращала стремление в игру и цель — в повод для игры. Она прислушивалась к голосу Божества. Тело мужчины четко фиксировалось в пространстве. Он утверждал себя кон кретностью, обоснованным бытием. Женщина была везде и—нигде, об манчивый блеск ее глаз возникал повсюду, чтобы исчезнуть; гибкое тело струилось подобно пламени, она утверждала себя своей нереальностью и призрачностью, она была полем притяжения, которое нельзя взвесить и до которого нельзя дотронуться. Она не то, чтобы гармонировала с му зыкой. Она сама была музыкой. И для тех, кто понимал смысл происхо дящего, высокая чувственность ее ритуала была событием, страшным по откровенности и красоте. * ...Он победил. У него были неутомимые мышцы. А у нее — больное сердце. Задыхаясь, она села на подоконник, полузакрыла глаза. Живая под платьем грудь, часто дыша, агонизировала и успокаивалась. Торже ствуя и рыча, он коснулся ее. Она замотала головой, сжалась. Через ми-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2