Сибирские огни, 1981, № 3
У кн иж н о й п о л к и 191 дебные песни живут среди сибиряков и сейчас, и не только в памяти старшего по коления». С этим утверждением нельзя не согла ситься. Хорошее впечатление оставляет и обсто ятельный научный аппарат в сборнике. Комментарии к опубликованным песенным текстам содержат необходимые сведения о бытовании произведений и их географи ческом распространении, об источниках их хранения или публикации. В некоторых комментариях приведены интересные ва рианты песен, дающие дополнительный ма териал для выяснения особенностей их бы тования. В комментариях указаны аналоги текстов в классических изданиях П. Шейна, П. Киреевского, А. Соболевского. Однако хотелось бы видеть в подобного рода книгах примечания более подробные: и о собирателях, и об исполнителях, и о параллелях и вариантах песен, и о быто вании той или иной песни в наши дни. Не достает в сборнике и библиографии сва дебных песен Сибири (правда, частично об этом сказано во вступительной статье), которая необходима тем, кто занимается или интересуется фольклором русского населения Сибири. Проблема изучения свадебной поэзии Си бири — одна из актуальных в нашей фоль клористике. То, что представлено в сбор нике «Русские свадебные песни Сибири», является заметным положительным вкла дом в разработку указанной проблемы. Литературоведческую деятельность В. Ц. Найдакова отличает глубокое знание ис тории бурятской литературы. Осведом ленность и четкая ориентация в сложных явлениях литературного процесса наших дней, оперативность оуклика, публицистиче ская страстность — вот те качества, кото рые свойственны его работам вообще и последней его книге «Там, где плещет Байкал» в частности. В ней автор поставил перед собой зада чу — рассказать об основных этапах боль шого и сложного пути, пройденного бурят ской литературой за годы Советской вла сти. В. Ц. Найдаков на страницах книги ведет деловой, обстоятельный разговор об истоках и традициях бурятской литера туры, о ее ускоренном развитии, о ее се годняшнем дне и насущных задачах. В нашем отечественном литературоведе нии распространилось, если не сказать,— укрепилось мнение, что почти все нацио нальные литературы характеризуются та кой жанровой постепенностью: снача'ла стихи, затем поэмы, потом пьесы, а воз никновение прозы — позднее явление. Ана лизируя развитие различных жанров бу рятской литературы с учетом конкретных исторических условий, В. Ц. Найдаков до казывает, что в данном случае основным жанром стала драматургия, потому что для десятков тысяч неграмотных, отсталых, но «пробужденных к новой жизни, к полити ческой и культурной активности людей самой доходчивой формой приобщения к культуре, самой доступной и действенной формой агитации за новую жизнь было живое слово, развертывающееся на сцене в действии». Говоря о развитии жанра драматургии в бурятской литературе, ав тор с большой теплотой и симпатией го ворит о первых сочинителях пьес —X. Нам- сараеве, С. П. Балдаеве, Ч.-Л. Базароне, Д.-Р. Намжилове, А. Шадаеае, Б. Барадине, И. Дадуеве, стоявших у истоков нацио нальной драматургии. А вслед за ними он воздает должное и пионерам бурятской поэзии —Мунко Саридаку, Бавасану Аби дуеву, Солбонэ Туя. Филологической манере В. Ц. Найдакова свойственно постоянное чувство благодар ности, с которым он всегда говорит о пи сателях, стоявших у истоков бурятской ли тературы. Об этом свидетельствуют стра ницы, посвященные первым прозаикам молодой литературы — Б. Берадину, И. Да- дуеву, Ц. Дону, X. Намсараеву и другим. Говоря об их творческой деятельности в первые годы Советской власти, автор ар гументированно вскрывает их сильные и слабые стороны, причем делает это с боль шим тактом, филологически тонко, конк ретно, объективно. Одну из глав книги В. Ц. Найдаков наз вал «Равная среди равных». Примечатель на оно тем, что в ней довольно емко и об стоятельно показано воздействие богатств бурятского фольклора на развитие литера туры. Именно на фольклорных источниках созданы классические драматургические произведения: «Баир» Г. Цыденжапова и A. Шадаева, «Энхэ-Булат батор» Н. Балдано. Автор пишет: «Ясно выразившееся в бу рятской литературе тяготение к широкому, масштабному охвату народной жизни, к крупнособытийному развороту повествова ния, к трактовке личности с позиций кол лективизма и ряд других ее особенностей непосредственно связаны с ведущими тен денциями народнопоэтического творчест ва». Одна из положительных сторон работы B. Ц. Найдакова — постоянное вдумчивое стремление выявить существенные сторо ны художественного явления, а не просто высказать суждение. Пример тому — глава «Становление романа», в которой просле живаются пути развития этого жанра и об наруживается связь литературы с жизнью на разных этапах истории Бурятии. Написанная в боевом, публицистическом тоне глава «О времени и о себе» объемно иллюстрирует поиски и находки поэтов Бурятии нескольких поколений. Однако ос новное внимание автор сконцентрировал на поэзии наших дней, открывшей новые горизонты и возможности поэтического изображения мира. Советскую поэзию Бу рятии исследователь рассматривает под углом зрения ее идейно-художественной проблематики, а говоря о творчестве от дельных поэтов, справедливо отмечает, что тематика поэзии последних лет стала го раздо богаче, обширнее, раздвинулся ее творческий диапазон. Сегодня поэзия рес публики характеризуется разнообразием тем, богатством красок, новым характером лирического героя, «раздумья которого захватывают в свою орбиту множество
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2