Сибирские огни, 1981, № 3

У кн иж н о й п о л к и 191 дебные песни живут среди сибиряков и сейчас, и не только в памяти старшего по­ коления». С этим утверждением нельзя не согла­ ситься. Хорошее впечатление оставляет и обсто­ ятельный научный аппарат в сборнике. Комментарии к опубликованным песенным текстам содержат необходимые сведения о бытовании произведений и их географи­ ческом распространении, об источниках их хранения или публикации. В некоторых комментариях приведены интересные ва­ рианты песен, дающие дополнительный ма­ териал для выяснения особенностей их бы­ тования. В комментариях указаны аналоги текстов в классических изданиях П. Шейна, П. Киреевского, А. Соболевского. Однако хотелось бы видеть в подобного рода книгах примечания более подробные: и о собирателях, и об исполнителях, и о параллелях и вариантах песен, и о быто­ вании той или иной песни в наши дни. Не­ достает в сборнике и библиографии сва­ дебных песен Сибири (правда, частично об этом сказано во вступительной статье), которая необходима тем, кто занимается или интересуется фольклором русского населения Сибири. Проблема изучения свадебной поэзии Си­ бири — одна из актуальных в нашей фоль­ клористике. То, что представлено в сбор­ нике «Русские свадебные песни Сибири», является заметным положительным вкла­ дом в разработку указанной проблемы. Литературоведческую деятельность В. Ц. Найдакова отличает глубокое знание ис­ тории бурятской литературы. Осведом­ ленность и четкая ориентация в сложных явлениях литературного процесса наших дней, оперативность оуклика, публицистиче­ ская страстность — вот те качества, кото­ рые свойственны его работам вообще и последней его книге «Там, где плещет Байкал» в частности. В ней автор поставил перед собой зада­ чу — рассказать об основных этапах боль­ шого и сложного пути, пройденного бурят­ ской литературой за годы Советской вла­ сти. В. Ц. Найдаков на страницах книги ведет деловой, обстоятельный разговор об истоках и традициях бурятской литера­ туры, о ее ускоренном развитии, о ее се­ годняшнем дне и насущных задачах. В нашем отечественном литературоведе­ нии распространилось, если не сказать,— укрепилось мнение, что почти все нацио­ нальные литературы характеризуются та­ кой жанровой постепенностью: снача'ла стихи, затем поэмы, потом пьесы, а воз­ никновение прозы — позднее явление. Ана­ лизируя развитие различных жанров бу­ рятской литературы с учетом конкретных исторических условий, В. Ц. Найдаков до­ казывает, что в данном случае основным жанром стала драматургия, потому что для десятков тысяч неграмотных, отсталых, но «пробужденных к новой жизни, к полити­ ческой и культурной активности людей самой доходчивой формой приобщения к культуре, самой доступной и действенной формой агитации за новую жизнь было живое слово, развертывающееся на сцене в действии». Говоря о развитии жанра драматургии в бурятской литературе, ав­ тор с большой теплотой и симпатией го­ ворит о первых сочинителях пьес —X. Нам- сараеве, С. П. Балдаеве, Ч.-Л. Базароне, Д.-Р. Намжилове, А. Шадаеае, Б. Барадине, И. Дадуеве, стоявших у истоков нацио­ нальной драматургии. А вслед за ними он воздает должное и пионерам бурятской поэзии —Мунко Саридаку, Бавасану Аби­ дуеву, Солбонэ Туя. Филологической манере В. Ц. Найдакова свойственно постоянное чувство благодар­ ности, с которым он всегда говорит о пи­ сателях, стоявших у истоков бурятской ли­ тературы. Об этом свидетельствуют стра­ ницы, посвященные первым прозаикам молодой литературы — Б. Берадину, И. Да- дуеву, Ц. Дону, X. Намсараеву и другим. Говоря об их творческой деятельности в первые годы Советской власти, автор ар­ гументированно вскрывает их сильные и слабые стороны, причем делает это с боль­ шим тактом, филологически тонко, конк­ ретно, объективно. Одну из глав книги В. Ц. Найдаков наз­ вал «Равная среди равных». Примечатель­ на оно тем, что в ней довольно емко и об­ стоятельно показано воздействие богатств бурятского фольклора на развитие литера­ туры. Именно на фольклорных источниках созданы классические драматургические произведения: «Баир» Г. Цыденжапова и A. Шадаева, «Энхэ-Булат батор» Н. Балдано. Автор пишет: «Ясно выразившееся в бу­ рятской литературе тяготение к широкому, масштабному охвату народной жизни, к крупнособытийному развороту повествова­ ния, к трактовке личности с позиций кол­ лективизма и ряд других ее особенностей непосредственно связаны с ведущими тен­ денциями народнопоэтического творчест­ ва». Одна из положительных сторон работы B. Ц. Найдакова — постоянное вдумчивое стремление выявить существенные сторо­ ны художественного явления, а не просто высказать суждение. Пример тому — глава «Становление романа», в которой просле­ живаются пути развития этого жанра и об­ наруживается связь литературы с жизнью на разных этапах истории Бурятии. Написанная в боевом, публицистическом тоне глава «О времени и о себе» объемно иллюстрирует поиски и находки поэтов Бурятии нескольких поколений. Однако ос­ новное внимание автор сконцентрировал на поэзии наших дней, открывшей новые горизонты и возможности поэтического изображения мира. Советскую поэзию Бу­ рятии исследователь рассматривает под углом зрения ее идейно-художественной проблематики, а говоря о творчестве от­ дельных поэтов, справедливо отмечает, что тематика поэзии последних лет стала го­ раздо богаче, обширнее, раздвинулся ее творческий диапазон. Сегодня поэзия рес­ публики характеризуется разнообразием тем, богатством красок, новым характером лирического героя, «раздумья которого захватывают в свою орбиту множество

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2