Сибирские огни, 1981, № 3

190 У КНИЖНОЙ п о л к и Русские свадебные песни. Составление, вступительная статья и примечание Р. П. По. таниной. Новосибирск, «Наука», 1979. В. Ц. Найдаков. Там, где плещет Байкал. М., «Современник», 1979. Ц.-А. Дугар-Нимаев. Живут в душе народа. Бурятское кн. изд., 1979. В конце 1979-го года литературове­ ды Бурятии издали несколько фольклор­ ных сборников, монографий, литератур­ но-критических работ, заслуживающих внимания и филологической оценки. О не­ которых книгах, посвященных проблемам русского фольклора и литературоведения Сибири, и пойдет речь в этой рецензии. Есть у истории нерукотворный памятник. Это — память народная, которая хранит сотни и тысячи произведений устной поэ­ зии. В фольклоре безвестные творцы ото­ бразили не только свой быт, обычаи и обряды — они создали замечательные поэтические образы, которые и сегодня яв­ ляются вершиной художественного и эсте­ тического вкуса народа. Не является исклю­ чением в этом смысле и фольклор сибиря­ ков. Лучшие поэтические произведения, созданные в Сибири, живут века, переда­ ются из уст в уста от поколения к поколе­ нию. Но многие народные песни, особенно обрядовые, постепенно ушли или уходят из жизни, поэтому необходимо успеть их записать и обнародовать, сохранив тем са­ мым для будущих поколений. Вот почему каждая новая публикация произведений устного народного творчества — собы­ тие значительное в сибирской фольклори­ стике. Р. П. Потанина много лет занимается сбором и изучением свадебной поэзии русского населения Сибири. Ею обследо­ ваны Иркутская, Читинская, Томская, Амур­ ская области, Бурятская АССР, Горно-Ал­ тайская, Хакасская автономные области, Хабаровский и Приморский края, Камчат­ ка. Свободная ориентация в большом фак­ тическом материале позволила ей подго­ товить к печати первую обстоятельную публикацию лучших произведений (390 текстов) русской народной свадебной поэ­ зии Сибири, извлеченных из различных источников и записанных разными поколе­ ниями собирателей за полтора столетия. Опубликованы также тексты, записанные самим составителем сборника и ее колле­ гами. Есть тексты, которые вводятся в на­ учный оборот впервые. Р. П. Потанина расположила материал по обрядово-тематическому принципу, что наилучшим образом показывает форму бытования песен в обряде и дает доста­ точное представление о сибирской свадь­ бе и свадебной поэзии в целом. Возник­ нув в далекую пору, песни донесли до наших дней емкую и образную картину то­ го, как проходил свадебный ритуал в раз­ личных селах Сибири. В значительной степени раздвигают рам­ ки нашего представления о сибирской свадьбе небольшие статьи, предпосланные составителем к каждому поэтическому цик­ лу. Они раскрывают суть и последователь­ ность обряда, с которым были связаны песни, сопровождавшие элементы свадеб­ ной игры — просватанье, смотрины, руко­ битье, вечерка, сборная неделя, девичник. Но самое главное, на наш взгляд, заклю­ чается в том, что автору сборника удалось колоритно представить богатство песенно­ го репертуара сибирскЬй свадьбы, рас­ смотреть историю его формирования, на­ глядно показать роль, которую играли пес­ ни в жизни сибиряков вообще и в прове­ дении свадебного обряда в частности. В сборник включены тщательно подо­ бранные тексты с ритмико-мелодическим строем стиха, которым свойственны и сим­ волика, и сравнения, и гиперболизация. Читая эти памятники устно-поэтической культуры Сибири, убеждаешься, что, как правило, свадьба в сибирской деревне бы­ ла наполнена глубочайшей поэзией — поэ­ зией слова, музыки, пляски, широкого и раздольного распева с непременным эле­ ментом девичьей лирики и грусти. Эта устная поэзия, естественно, оставила глу­ бокий след в поколениях и уйти в полное забвение не может. В рецензируемом сборнике хорошо показано, что песни сва­ дебного обряда отражали специфику жиз­ ненных условий своих носителей и созда­ телей, служили для них выражением ду­ ховных потребностей. Многие тексты, представленные в сбор­ нике, еще не известны широкому кругу читателей. Интересные по содержанию, они проникнуты гуманизмом, воспевают высокие моральные качества сибиряков. Свидетельством тому являются песни: «Когда я была малешенька», «Я вступила в нову горенку», «Вдоль по улице метели­ ца метет», «Вдоль да по речке» и многие другие. Во вступительной статье к сборнику ав­ тор изложила принцип классификации тек­ стов и текстологической работы. Говоря об историографии сибирской свадьбы и сва­ дебной поэзии, Р. П. Потанина верно от­ метила особенности бытования русских обрядовых песен в Сибири и их локализа­ цию по регионам. Кроме того, в предисло­ вии четко и ясно определены цели и задачи издания, объяснена научная необхо­ димость изучения богатого и своеобраз­ ного пласта фольклора Сибири. Может возникнуть вопрос: какова же судьба песен старого свадебного обряда в наши дни? Новые времена требуют новых песен. Но не все старое безвозвратно уходит. Старые традиции нередко наполняются новым со­ держанием и приспосабливаются к новым обстоятельствам. Многолетняя собирательская и научно- исследовательская работа над свадебными песнями позволила составителю сборника прийти к выводу, что под влиянием новых условий жизни свадебная поэзия Транс­ формировалась. «Но в наше время нельзя сказать с полной уверенностью,— пишет Р. П. Потанина в предисловии,— что старые поэтические произведения остались в про­ шлом. Многие высокохудожественные сва-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2