Сибирские огни, 1981, № 3
190 У КНИЖНОЙ п о л к и Русские свадебные песни. Составление, вступительная статья и примечание Р. П. По. таниной. Новосибирск, «Наука», 1979. В. Ц. Найдаков. Там, где плещет Байкал. М., «Современник», 1979. Ц.-А. Дугар-Нимаев. Живут в душе народа. Бурятское кн. изд., 1979. В конце 1979-го года литературове ды Бурятии издали несколько фольклор ных сборников, монографий, литератур но-критических работ, заслуживающих внимания и филологической оценки. О не которых книгах, посвященных проблемам русского фольклора и литературоведения Сибири, и пойдет речь в этой рецензии. Есть у истории нерукотворный памятник. Это — память народная, которая хранит сотни и тысячи произведений устной поэ зии. В фольклоре безвестные творцы ото бразили не только свой быт, обычаи и обряды — они создали замечательные поэтические образы, которые и сегодня яв ляются вершиной художественного и эсте тического вкуса народа. Не является исклю чением в этом смысле и фольклор сибиря ков. Лучшие поэтические произведения, созданные в Сибири, живут века, переда ются из уст в уста от поколения к поколе нию. Но многие народные песни, особенно обрядовые, постепенно ушли или уходят из жизни, поэтому необходимо успеть их записать и обнародовать, сохранив тем са мым для будущих поколений. Вот почему каждая новая публикация произведений устного народного творчества — собы тие значительное в сибирской фольклори стике. Р. П. Потанина много лет занимается сбором и изучением свадебной поэзии русского населения Сибири. Ею обследо ваны Иркутская, Читинская, Томская, Амур ская области, Бурятская АССР, Горно-Ал тайская, Хакасская автономные области, Хабаровский и Приморский края, Камчат ка. Свободная ориентация в большом фак тическом материале позволила ей подго товить к печати первую обстоятельную публикацию лучших произведений (390 текстов) русской народной свадебной поэ зии Сибири, извлеченных из различных источников и записанных разными поколе ниями собирателей за полтора столетия. Опубликованы также тексты, записанные самим составителем сборника и ее колле гами. Есть тексты, которые вводятся в на учный оборот впервые. Р. П. Потанина расположила материал по обрядово-тематическому принципу, что наилучшим образом показывает форму бытования песен в обряде и дает доста точное представление о сибирской свадь бе и свадебной поэзии в целом. Возник нув в далекую пору, песни донесли до наших дней емкую и образную картину то го, как проходил свадебный ритуал в раз личных селах Сибири. В значительной степени раздвигают рам ки нашего представления о сибирской свадьбе небольшие статьи, предпосланные составителем к каждому поэтическому цик лу. Они раскрывают суть и последователь ность обряда, с которым были связаны песни, сопровождавшие элементы свадеб ной игры — просватанье, смотрины, руко битье, вечерка, сборная неделя, девичник. Но самое главное, на наш взгляд, заклю чается в том, что автору сборника удалось колоритно представить богатство песенно го репертуара сибирскЬй свадьбы, рас смотреть историю его формирования, на глядно показать роль, которую играли пес ни в жизни сибиряков вообще и в прове дении свадебного обряда в частности. В сборник включены тщательно подо бранные тексты с ритмико-мелодическим строем стиха, которым свойственны и сим волика, и сравнения, и гиперболизация. Читая эти памятники устно-поэтической культуры Сибири, убеждаешься, что, как правило, свадьба в сибирской деревне бы ла наполнена глубочайшей поэзией — поэ зией слова, музыки, пляски, широкого и раздольного распева с непременным эле ментом девичьей лирики и грусти. Эта устная поэзия, естественно, оставила глу бокий след в поколениях и уйти в полное забвение не может. В рецензируемом сборнике хорошо показано, что песни сва дебного обряда отражали специфику жиз ненных условий своих носителей и созда телей, служили для них выражением ду ховных потребностей. Многие тексты, представленные в сбор нике, еще не известны широкому кругу читателей. Интересные по содержанию, они проникнуты гуманизмом, воспевают высокие моральные качества сибиряков. Свидетельством тому являются песни: «Когда я была малешенька», «Я вступила в нову горенку», «Вдоль по улице метели ца метет», «Вдоль да по речке» и многие другие. Во вступительной статье к сборнику ав тор изложила принцип классификации тек стов и текстологической работы. Говоря об историографии сибирской свадьбы и сва дебной поэзии, Р. П. Потанина верно от метила особенности бытования русских обрядовых песен в Сибири и их локализа цию по регионам. Кроме того, в предисло вии четко и ясно определены цели и задачи издания, объяснена научная необхо димость изучения богатого и своеобраз ного пласта фольклора Сибири. Может возникнуть вопрос: какова же судьба песен старого свадебного обряда в наши дни? Новые времена требуют новых песен. Но не все старое безвозвратно уходит. Старые традиции нередко наполняются новым со держанием и приспосабливаются к новым обстоятельствам. Многолетняя собирательская и научно- исследовательская работа над свадебными песнями позволила составителю сборника прийти к выводу, что под влиянием новых условий жизни свадебная поэзия Транс формировалась. «Но в наше время нельзя сказать с полной уверенностью,— пишет Р. П. Потанина в предисловии,— что старые поэтические произведения остались в про шлом. Многие высокохудожественные сва-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2