Сибирские огни, 1981, № 3
188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ вдруг почему-либо плохо — плохо и нам». Убеждаешься постепенно и в другом: путь в публицистику был еще по одной причине глубоко органичным для Геннадия Юрова. Я думаю в данном случае не толь ко о содержании его разговора с читате лем. Но и о форме этого разговора. Тео ретики литературы давно подметили: пуб лицистика сутью своей близка лирике. И тут и там на первый план выходит лич ность автора. И публицистика, и лирика да ют писателю большие возможности для самовыражения. «Река родная» в этом смысле характерна. Автор здесь — один из главных и наиболее интересных ге роев. Личность автора соединяет для читателя разные и тем не менее одинаково важные в судьбе реки проблемы. Сегодня обще принят, признан подлинно научным комп лексный подход к явлениям бытия, в том числе — и к природе. Слово «комплекс ный» в применении к литературе звучит непривычно, наукообразно. Но только так я бы определил сегодняшний взгляд Г. Юрова на Томь. Это взгляд социолога и экономиста, биолога и историка, геолога и журналиста, археолога и, конечно, поэ та. Перед нами не конгломерат профессий и специальностей, а живое их единство, которое помогает автору увидеть родную реку полно и четко: увидеть вчерашний, сегодняшний и завтрашний ее день. Не могу не сказать несколько слов о языке и стиле книги. Многие страницы по вествования лиричны, открыто эмоциональ ны. Другие, где идет речь о проблемах экономических и хозяйственных, суховато сдержанны. Стиль книги чутко ухватывает, запечатлевает рождающуюся на наших глазах, движущуюся мысль автора. Стиль часто как бы подтверждает: вопросов а книге много, а готовых ответов нет. И этот свободный, раскованный стиль способст вует чтению-сотворчеству, чтению-размыш лению. Авторская манера способствует и дру гому. Г. Юров не адаптирует сложные проблемы, но, бесспорно, говоря о них, он обращается к очень широкой аудитории. Его книга воспринимается как письмо, от правленное сразу ко всем и к каждому в отдельности. Это исповедь и проповедь одновременно. Исповедь сына века, видя щего и свою вину в том, что переживает сегодня природа. Это и проповедь — взволнованное слово о том, как природе помочь. Логично, что в книге публицистики Г. Юрова четыре раздела: «Берег удачи», «Берег разлада», «Берег познания», «Берег надежды». Названия символичны и много значны. В них своеобразно отразились маршруты автора. Маршруты географиче ские, но, может быть, прежде всего, мар шруты мысли. Конечно, перед нами книга путешествий и встреч. Писатель уводит нас вниз по те чению реки, к знаменитой Томской писа нице, и мы, рассматривая наскальные рисунки, как бы слышим голос веков. Вме сте с автором мы задумываемся над име нем реки и беседуем об этом с известным языковедом. Отправляемся по берегам Томи в удивительные долины полевых цве тов, пьянеем от их красок и запахов. Ночу ем в Хакасии у горного ручья, который потом, устремляясь вниз, становится нашей рекой... Все эти путешествия приводят писателя к «берегу «удачи». Но есть, как мы пом ним, и другой берег — «разлада». Идя к нему, автор, прежде всего, становится ана литиком. Его тревожит и волнует одна мысль. Мысль о гармонии с природой, ко торую человек во многом потерял. Поте ри суммирует «берег разлада». Исход намечают берега «познания» и «на дежды». Об этом исходе размышляет на страни цах книги Г. Юрова «бог погоды» Анато лий Витальевич Дьяков из поселка Темир тау. Ради желанной гармонии работают рыцари природы — санитарные врачи. Ра ди этого же строится Крапивинский гидро узел, который призван помочь реке стать чище... Гармония с природой, убеждает нас Г. Юров, нужна человеку и потому, что это гармония со своей собственной ду шой. С самим собой как частицей вечного мира. Течение реки — это и течение бытия. Время приносит одни проблемы, само со бой решает другие. Но бег времени ни когда не «отменит» людской любви к взра стившей всех нас земле, нашей исконной, древней тревоги за судьбу всего сущего. Если бы так вдруг' случилось, человек про сто перестал бы быть человеком... Генна дий Юров пишет с нежностью и болью о родной реке. А думает при этом о вечном береге жизни. Е. ЦЕЙТЛИН Венгерские интернационалисты в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917—1922 гг. М., «Наука», 1980. Идеи и принципы социалистического ин тернационализма, как и весь комплекс проблем, связанных с зарождением, раз витием и укреплением классовой солидар ности трудящихся, стали в наши дни объ ектом яростных атак мировой империали стической реакции. При этом заправилы антикоммунистической пропаганды вполне сознают, что смогут причинить существен ный урон силам социализма и прогресса, если удастся вбить клин между коммуни стическими партиями, возглавляющими и организующими эти силы, если удастся нарушить интернациональное единство и сплоченность социалистического лагеря, если удастся приостановить или хотя бы замедлить процесс развертывания между народной солидарности трудящихся раз личных стран. В связи с этим особенно важное значе ние приобретают серьезные научные раз работки вопроса о корнях и сущности про летарского интернационализма как в ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2