Сибирские огни, 1981, № 3
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 этом смысле данная публикация типична — она отлично показывает, как традиционное искусствоведение пытается защититься от далеко не совершенных еще количествен ных методов. Это единственная статья сбор ника, которая, помимо несовершенной кри тики несовершенных методов, выдвигает на их место определенную позитивную прог рамму — принцип, которому должен быть соподчинен сборник в целом. Вероятно, не стоило бы одной книге уделять столь много внимания. Вполне ве роятно, что о ней могут быть иные сужде ния. Однако после знакомства с этой кни гой возникает три принципиальных вопро са. Какова цель книги? В чем ее новизна? Для кого предназначена эта книга? Цель как будто бы ясна — квалифициро ванно и многосторонне осветить спорные проблемы, возникающие на стыке искусст ва и науки. На эту цель работает и назва ние книги, и ее объем, и тираж, и состав авторского коллектива. Но это только на первый взгляд. Ибо за последние пять- шесть лет вышло немало работ искусство ведов, архитекторов, рекламоведов, ди зайнеров, инженеров, математиков, посвя щенных проблемам на стыке искусства и точных наук. «Отсечение» этих интересных специалистов от участия в сборнике, иг норирование их трудов в обзорной части и в библиографическом аппарате ставит под сомнение не только многообещающее название монографии. Оно явно не отве чает заявленному содержанию. Предполагается, что эта книга предназ начена для представителей точных наук и гуманитариев. Но вряд ли она будет инте ресна самим искусствоведам, ибо тезис непознаваемости искусства, который волей- неволей стал главным в книге, стар как этот мир. Вряд ли она будет полезна представителям точных наук — основная масса спорных вопросов, этих сильнейших стимуляторов творчества на стыке искусст ва и точных наук, осталась за рамками книги. Одного умного человека спросили: «Мо жет ли машина мыслить?» Он ответил на вопрос вопросом: «Давайте начнем с тер минологии и выясним, что такое «машина» и что такое «мыслить». Могут ли быть точ ные науки и их методы полезны искусству? Давайте сначала поставим после каждого слова в этом предложении вопрос и опре делим, что они значат. А после и начнем спор. В этой же книге спора искусства с точ ными науками не получилось. Р. ПОВИЛЕЙКО, кандидат технических наук. Геннадий Юров. Река родная. Докумен тальное повествование о Томи. Кемеров ское кн. изд., 1979. Когда поэт решает писать прозу, этому предшествуют два обстоятельства: творче ская необходимость или творческий кри зис. Первая книга публицистики Геннадия Юрова «Труженица Томь» вышла » 1974 го ду. Автор уже обрел к тому времени свой поэтический голос. А это всегда так труд но в искусстве! Уже появились его стихо творные сборники «Синий факел», «Убега ющая даль», «Берега». Уже четко обозна чилась тема, которая стала главной для Г. Юрова: человек и мир. Нет, Юров не начинал в прозе заново. Он, в сущности, продолжал говорить о том же. Мне кажется, здесь не только нет па радокса — здесь есть ответ. Ответ на во прос, почему в публицистике к писателю сразу пришел успех. Ведь к этому време ни солидный столичный журнал напечатал книгу «Труженица Томь», ее автор стал вскоре лауреатом премии Союза журна листов СССР. Да, путь к победе в искусст ве всегда лежит через выстраданное, пе режитое. Открыв новую книгу Г. Юрова, читатель сразу поймет: автор опять продолжает ту старую, давно начатую им тему. Хотя, ра зумеется, здесь нет скучного «повторения пройденного». Тема природы, родной То ми разрабатывается писателем как бы на новом уровне. Это естественно. Минули годы. Перед нами иной, более сложный виток и судьбы реки, и судьбы человека. Я не оговорился: конечно, и судьбы чело века. Ведь именно он, человек, живет на реке, пользуется рекой, губит реку и... ду мает, пишет о реке. «От одного произра стают корня слова «река» и «речь»,— за метил Г. Юров еще в поэме «Притомье». У публицистики Г. Юрова и еще в одном отношении счастливая судьба: статьи его всегда привлекают внимание обществен ности, нередко они что-то меняют в самой проблеме. Не сомневаюсь: та же участь уготована и книге «Река родная». Писатель опять без компромиссов и оглядки гово рит о том жизненно важном дело, которое сегодня мы привычно и суховато называем «охраной окружающей среды». Геннадий Юров многократно доказывает: не случай но ученые считают проблему охраны при роды второй по значимости для судеб че ловечества после проблемы борьбы за мир. Автор пишет о вырубках леса в вер ховьях Томи, о ее варварском загрязнении выбросами различных предприятий, о гу бительной для водного режима добыче гравия со дна реки... В повествовании не мало цифр и фактов, однако ничуть не менее убедительны доводы иного рода. Их нельзя использовать в серьезных по становлениях и рекомендациях, но их нельзя и проигнорировать. Это доводы поэта. Да, «Река родная» — тоже во многом книга лирическая. Г. Юров обращается не только к сознанию, разуму, но и к сердцу, душе читателя. «Речку мы не выбираем, как не выбираем родителей. Она дарована нам судьбой раз и навсегда. И любим мы ее совершенно безотчетно, естественно и необходимо. Любим — как дышим. Любим, потому что живем». Читая книгу, мы, как того и хотел азтор, обязательно отклик немся «на зов реки». Поймем: «если ей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2