Сибирские огни, 1981, № 3
ЗАМЕТКИ БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ 183 не собой, не найти своего слова для Роди ны? Ведь и «шалые ветры», и «четкий след твоей судьбы» — явно заимствованные стро- ки, а «шелестящие тревоги» просто не мо гут иметь права на прописку в программ ном стихотворении. Но всегда ли В. Скиф риторик? Нет, не всегда, иначе не стоило бы вы. пускать его «Журавлиную азбуку», в кото рой есть и свое. Как правило, это то, что увидел сам В. Скиф и не постеснялся на писать, Чаще это беглые, но точные по письму и настроению детали земного бы тия: «желтый кремовый песок», «еще за прятана зима в кочан заиндевелый». Или такие вот строки: «А яхта, управляемая солнцем, разрезала Байкал наполовину, чтоб ветры не поссорились, чтоб каждый имел свою и воду, и песок», «Над полем, от жары дурея, висят термометры стре коз, и стрелки острого пырея как указа тель в сенокос». В. Скиф здесь свободен, раскован, зорок, и потому мы готовы при слушаться к нему. Стихи, вошедшие в первую книжку Любо ви Сухаревской («Темный отзвук» — «Бри гада», 1973 год), писались ею в студенче ские годы. Может быть, потому «здесь поч ти ничего не было от жизни, но все от не ясных мечтаний, из прочитанных книжек: «золотая кудель зари», «лунная пряжа во лос», которую «нравится в сумерках прясть», «как цветы, лунный свет», «голу бые ладони молчанья» и т. п. Однако первая книжка заканчивалась такими вот — очень неожиданными для мо лодого автора — строками: В край уйду промозглый, в мир людей таежных, чтоб прекрасно мерзнуть у костров дорожных. Это было написано не позже, чем в 1972 году, когда о БАМе говорилось только в официальных записках. Однако Л. Сухарев ская нечто предчувствовала (как и подоба ет поэту) и в предчувствиях своих не ошиб лась. В 1975 году она, по комсомольской путевке, уехала на БАМ, где ее ждала обы денная журналистская работа в «Ленском коммунисте» — газете западного участка БАМа. Конечно же, здесь есть все необходимое для стихов: и сосен шум, и звезды, и реки, добраться до которых можно только по капризной трассе случайным «Икарусом». Узнала я, чем пахнет мерзлота И как она скрежещет под железом. Земля дохнет вам вечностью холодной В лицо и вдруг напомнит старый запах Цветов, что долго простояли в вазе: Они засохли, и размокли стебли, И вместо свежести и аромата жизни — Дух разложенья и столетней пыли. Л. Сухаревская оказалась верна себе: мерзлая земля напомнила ей не что иное, как засохшие цветы, и она не может не сожалеть о том, что землю эту невозможно поставить в вазу: Хотя земля, не правда ли, для вазы Немного велика? Это одна из находок, которые и состави ли первую самостоятельную книгу Любови Сухаревской «Послушай сердце». Главное же, на мой взгляд, в этой книжке — откры тие уюта в неуюте. Однако рядом с открытиями чисто внеш ними, с которых, собственно, и начинается поэт, нет-нет, да и мелькнет нечто, под сказанное не столько увиденным, сколько внутренним напряжением: Как грустно, что надолго заперта Калитка в сад, что тает лес багряный. Что все неповторимо, бренно. странно. Что всюду рядом — суть и суета. Суть и суета — не просто счастливая пе рекличка согласных — это спор высокого и земного, в котором Л. Сухаревская выбра ла роль не посредницы, а участницы. Бла годаря этому мы прочитали честную книж ку о жизни БАМа, написанную женской рукой, подсказанную женским сердцем. Причем в книжке Л. Сухаревской нет ни ложного пафоса, ни фальши (что нетрудно заметить в работах некоторых стихотвор цев, легкомысленно воспевших героику БАМа). День тихо прожит. И старинно Восходит медный круг луны. И тени между сопок длинно И так отчетливо видны, Что мне легко представить сразу. Как потянулась в эту даль Не стройка века громкой фразой, А просто — наша магистраль. Прежнюю Л. Сухаревскую напоминает лишь манерность некоторых строк, вроде «в успокоенном мире купались мои неж ные думы о вас»; мешают и явные подра жания Б. Ахмадулиной («Равновесие», «Ир кутская весна»). Свою первую книжку Василий Козлов назвал «Уроки доброты» («Бригада», 1975 год). Он родился в 1947 году, но тяжесть быта послевоенных лет сделала свое дело: оставила явный след в душе и потому, со временем, он заявлял: «На вопросы, когда я родился, отвечаю: «Родился в войну...» Его не свойственная молодости сдержан ность, скупость в подборе красок, стрем ление к афористической законченности, подтверждали: да, он из войны — из вече ров, скупо освещенных керосиновой лам пой, когда «чай подслащивали солью и он казался сладким нам», когда «нас не бало вали обновами, мы донашивали старье». В. Козлов весь пропитан той бедой конца сороковых годов, которая сближала чужих людей, делая их родными и близкими. Если В. Скиф, его сверстник, учился у книжек, то В. Козлов брал первые уроки у самой жизни. Со временем эти уроки он назвал «уроками доброты». И вот, через пять лет, мы читаем первую самостоятельную книгу В. Козлова «Есть у меня на свете брат...» и видим, что в глав ном она продолжение предыдущей. Василий Козлов, прежде всего, отдает предпочтение детали — «я замечал, прохо дит долгий срок, но в памяти детали оста ются». Нередко его детали чисто бытовые,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2