Сибирские огни, 1981, № 3
180 СЕРГЕЙ ПЛЕХАНОВ сок холста, ровный, без единого дефекта, припас для хорошего случая. Он стал на тягивать его, все еще не веря, что он ему пригодится. В настенном календаре поме тил день первого сеанса». А когда генерал явился вновь и художник увидал звезды на погонах, у него «засосало под ложечкой, обнесло голову. Только бы написать. Толь ко бы! Генерал так индивидуален, так не похож на других военных, что писать его будет одно удовольствие. Но что сделать, чтобы не дрожала проклятая рука?» Читаешь и диву даешься: неужели про заик думает уверить нас, что эта суетливая личность с ухватками старорежимного порт ного — подлинный интеллигент. Нет, мне рисуемся скорее духовный потомок того чеховского чиновника, который генералу на лысину чихнул да потом с перепугу по мер. Ну, да бог с ним, с Зимневым. Вот писа тель Старостин и Лобанов брседуют об искусстве. Тут бы самое место дать героям романа показать себя во всем блеске сво его интеллекта. Но А. Блинов почему-то предпочитает казенный пересказ: «говори ли о Полторанове, Сарьяне, Кончаловском, о гравюрах бельгийца Мазереля, который писателю нравится за его веру в человека, и скульптурах француза Майоля, чья лю бовь к красоте женского тела родила не мало настоящих шедевров, картинах аме риканца Уайеса, показавшего бесконечно доброе влияние природы на внутренний мир человека...» Потом Сергей рассказыва ет, что недавно работал (взгрустнулось, и захотелось чего-то нового) бетонщиком. «Услышав о комбинате, Старостин оживил ся, стал расспрашивать». Но узнал только: «А стройка интересная. Увлекся. Душой отошел». Вот и все. Какие-то мелкие, не значащие слова. Так и не поняв, почему Старостин вдруг заинтересовался стройкой, что нашел там для себя Лобанов, читатель расстается с ними. «Условные интеллигенты» А. Блинова, не подтверждающие в ходе повествования из начальной претензии, тем и неприемлемы, что механически увязанные с ними темы гражданственности искусства, борьбы за реализм, как единственно полноценный творческий метод, принижаются до уровня неких мыслительных штампов. Мне, напри мер, неприятно узнать, что живописец, ки дающийся от «Раков» к «Браконьеру», со бирается изобразить поход войска Дмит рия Донского на Куликово поле — какой-то сомнительный отсвет ложится на этот гран диозный исторический сюжет. Хотя словес ные описание картины вроде бы и верны, и привлекательны по мысли. А помянутое уже карикатурное «хожде ние в народ», когда Лобанов выслушивает от Фомича бодряческую сентенцию о смыс ле жизни! Все вроде бы правильно: имен но у народа, у простых людей, носителей совокупного опыта национальной истории, черпает всякий по-настоящему культурный человек знание и понимание действитель ности. (Достаточно вспомнить о духовном перевороте, происшедшем в душе Пьера Безухова после разговора с Платоном Ка ратаевым.) Но такие вот опереточные фо- мичи способны вызвать лишь раздражение. Для сегодняшнего дня во всех сферах искусства характерен как раз бескомпро миссный, нравственный поиск. И в этом смысле особенно многообещающей пред ставляется проза об интеллигенции. Обра щаясь к различным поприщам, на которых заняты люди умственного труда, литерату ра стремится глубоко осмыслить суть про цессов, происходящих в современном об ществе — именно герою-интеллигенту чаще всего передоверяет писатель выявление и оценку наметившихся тенденций социаль ного развития. Ведь его искания идут не по линии внешнего наблюдения и регистра ции фактов. Идейные конфликты уходят зачастую на глубину, выражаются в отно шении людей к своему делу. Внутренняя работа каждого человека важней для об щества, чем иные громкие декларации. При этом характерное длд сегодняшнего дня усложнение, обогащение всех общест венных структур находит зримое отражение в прозе последних лет. Чутко отмечая по лутона, переходные типы, она ищет героя- созидателя подлинных духовных ценностей, активно противостоящего всему тому, что связано с психологией потребительства, иждивенчества. Этот герой — наследник ве ликих нравственных традиций нашего на рода. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2