Сибирские огни, 1981, № 3
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА 179 повести эти слова воспринимаются не как глубоко осмысленное кредо ученого, а как красивое (и достаточно дежурное) завер шение «тронной речи». Вот ведь какая амплитуда колебаний вы ходит — от многоречивых социологов Баш кировой, едва связанных с «землей» по добно невесомым воздушным шарикам, к горящим на работе, «безбытным» ученым Сузина. А может быть, и впрямь так раз нообразен этот мир интеллигенции? Пожа луй, действительно существуют серьезные различия в образе жизни столичного и про- винциального интеллигента: у последнего работа занимает сравнительно большее ме сто в жизни. Но основная причина резкой несхожести этих миров в том, что авторы производят «усекновение» целых сторон жизни своих героев и исследуют то, по пре имуществу, быт, то, главным образом, де ловую сферу. Причем такое неполное уз навание персонажей чревато «недоправ- дой», неполной правдой о них. Были и есть болтуны, были и есть сухари от науки — где-то, быть может, они оказываются и в большинстве. Но, переходя на страницы литературы, статистическое большинство становится грузным балластом, задающим однообразие как в направлении исканий писателя, так и в распределении красок и тонов произведения. Разумеется, благое намерение предста вить личность в многообразии социальных связей еще не гарантирует успех. Тем бо лее, если прозаик приступает к избранной теме с твердокаменными установками, с намерением не уклониться от каких-то идеологических параграфов. Героев романа Андрея Блинова «Удар молнии» мы видим на многих поприщах, хотя основное их занятие —живопись (или, как минимум, резьба по кости). Сергей Ло банов, Савел Векшин, Иван Зимнев, Степан Докука посвятили себя служению Искусст ву, однако не чураются общения с прос тым людом, более того — в общении с ним черпают вдохновение. Художник Лобанов, главное действующее лицо романа, посвя щает свои произведения разным темам: пишет и батальные полотна, и мирные пей зажи, и натюрморты, создает картину «Бракойьер». Понятно, что при таком оби лии интересов Лобанов вступает в контакт с людьми разных профессий, разной обра зованности. Естественно предполагать, что «потенциал интеллигентности» художника проявится видимым образом, реализуется при таких встречах. Ждешь от писателя показа внутренней работы Лобанова, на деешься как бы прикоснуться к творческо му процессу живописца. Вот Сергей узнает от маститого писате ля Старостина, что «человеку никогда не познать главного — смысла своего сущест вования». Несколько дней художник живет под впечатлением этой фразы. Даже за натюрморты не может взяться. Тогда герой едет в порт и, задав волнующий его воп рос старому рабочему Фомичу, слышит: «Смысл существования человека? В жизни, в самой жизни. Чтобы она была хорошей». 12 * Художник и его наставник идут затем в ресторан и, заказав пиво и раков, толкуют о том, о сем. При этом Лобанов по-преж нему томится: «Смысл существования и вот эти раки и пиво...» На следующий день Сергей пишет картину «Раки». Так, по-види мому, совершается материализация идеи. Мир романа, густо заселенный интелли гентами (у Сергея, к примеру, жена — ху дожница, тесть — искусствовед, теща — пи сательница), должен, как представляется поначалу, жить под знаком ищущей мысли; атмосфера творчества предполагает значи тельное интеллектуальное напряжение, как бы светящимся нимбом окружающее образ художника. Но такого нимба интеллектуаль ности мы почему-то не замечаем: то, что говорят герои А. Блинова об искусстве, весьма невыразительно. Один из них опуб ликовал статью, изобличающую поклонни ков и последователей модернизма. Но из всей этой «с болью и злостью» написанной работы мы узнаем единственную фразу: «Да что это вы, за дураков нас принимае те?» Другой художник, Савел Векшин, ре зюмируя свои малоинтересные, чисто ре месленнические рассуждения о живописи, неизменно «валял кулаком свой маленький нос», что должно, по-видимому, свидетель ствовать о сильных чувствах. Одно из не многих в романе «интеллигентных» сужде ний читатель выслушивает из уст кранов щика Тестова, за свое пристрастие к фран цузской литературе (на языке оригинала) прозванного Виконтом. Этот Виконт «с хо рошим французским прононсом» рассказы вает Лобанову о новой книге Роже Шатоне «Светлячки и пламя», которую ему недавно достали. «Вот это современно! Рабочий класс. Реализм! А нынешнее французское искусство модернизма — это что...» Когда в подобном духе высказывается крановщик, тянущийся к культуре, это, в общем-то, не вызывает на спор. Но если на таком уровне аргументированности пишет художник-про фессионал, у нас возникает ощущение не достоверности, упрощения. Сам того не же лая, писатель представляет своих героев людьми ограниченными и малосведущими. Что, в конечном итоге, «работает» против замысла автора. Объявив о своем герое, что он мысля щая, а паче того творящая личность, писа тель должен бы позаботиться о внутренней логике развития образа, подтвердить его значительность не одними декларациями и отчетами о проделанной умственной рабо те. В любом слове, во всяком поступке с неизбежностью скажется действительный масштаб человека, его реальная сущность. Вот почему с трудом соотносятся поступки и мысли героев романа А. Блинова с их анонсированным «интеллигентным» амплуа. Приехал к художнику Зимневу цивильно одетый генерал, чтобы договориться о портрете. А когда высокий гость ушел, «Иван не сразу опомнился. Он бестолково бегал по мастерской, то садился, го вска кивал, начинал рыться в подрамниках, что бы выбрать нужный размер. Вот подходя щий —сто двадцать на восемьдесят. И ку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2