Сибирские огни, 1981, № 3
ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА 177 довольным собой, тот останется в своем амплуа и на вершине успеха. Марухов — типичный,праведник, с молчаливым укором маячащий где-то на обочине жизненной дороги. Ясно, что в соседстве с ним (осо бенно с его раскрытой могилой) кощунст венно выглядит преуспевающий Тонечкин, который, «отвернув рукав дубленки, по смотрел на часы». Причем характерно, что комплекс вины перед праведником при его жизни никем особенно не ощущался. А ес ли бы он дожил до старости, перебиваясь на должностях шахматного тренера? И если бы, к тому же, ему пришлось побывать на похоронах безвременно скончавшихся дру зей, которые чего-то достигли в жизни? Стоит «вывернуть» парадокс, и законность авторских построений делается сомнитель ной. До сих пор я приводил примеры того, как на страницах сегодняшней прозы отра жаются особенности интеллигентского са мосознания, как оценивает свое место в мире герой-интеллектуал. Рефлексия, са мокопание, недовольство собой — вещи неплохие, если благодаря им человек в кон це концов обретает себя, избирает твер дую позицию в жизни. А если бесконеч ные толки о смысле бытия оказываются пустрй говорильней, если в таком словес ном блуде и реализуется духовный потен циал человека? Можем ли мы назвать его интеллигентом? Есть ведь и «интеллигент ный образ жизни», доступный, в общем-то, и тунеядцу от культуры... Разговоры о смысле жизни ведут и герои романа Галины Башкировой «Рай в шала ше». Писательница изобразила представи телей разных профессий: здесь и социоло ги— работники академического института, и физики-теоретики, и геолог. Причем есть в этом мире и люди, исповедующие сугубо оптимистическое воззрение на действи тельность, и люди, глядящие на жизнь, так сказать, с некоторой усталостью. А цент ральная фигура романа — профессор Кон стантин Дмитриевич Цветков — развивает на наших глазах изящный, прямо-таки кинема тографический вариант стоицизма, назван ный им каравеллизмом. Мировоззренче скую же цельность как «единство жизни и дела» видишь, пожалуй, лишь у одного из второстепенных героев книги, причем эта «цельность» оказывает подавляющее воз действие на творческие импульсы окружа ющих. Все прочие, среди них наиболее яр ким является Цветков, ведут так называе мую «интересную жизнь», обязательным элементом которой является постоянная смена модных идей. Константина Дмитри евича знает «вся Москва» — к мнениям его жадно прислушивается молодежь, его вер дикта ждут ведущие театральные режиссе ры, приглашающие Цветкова на пробные спектакли. Он не только кладезь всевоз можных гуманитарных познаний, но и не иссякаемый генератор идей. Однако даль ше блестящих многочасовых словоизвер жений Цветков не идет: ему некогда и неохота присесть, чтобы записать, оформить толпящиеся в голове мысли. Его ждут в 12 Сибирские огни № 3 десятке мест, необходимо увидеть несколь ко фильмов, прочесть новую монографию, послушать выступление на коллоквиуме... Окружающий его сонм людей живет точно в такой же спешке —узнать, поглотить но вое, насладиться познанием и стремитель но гнатьс^ за следующими порциями ду ховной пищи. Спору нет, многознание — признак интел лигента. И если попытаться определить, кто же «он», а кто — «не он», отталкиваясь от культурного багажа, то придется сказать о героях Башкировой: да, перед нами ин теллигенты. Во всяком случае, таковыми они заявлены. Характерно, что они не ищут истины вне собственного интеллигентного круга. Они, так сказать, самодостаточны. При том, что большую часть времени этих людей отни мают разговоры, они успевают писать статьи, книги, их остро волнует обществен ная жизнь. Но в их увлечении одними и теми же идеями есть что-то стадное, в их стремлении сберечь душевный комфорт, отгородиться от прозаических тягот жизни (как у Цветкова) проглядывает рационали стическое, холодно-бездуховное начало. Писательница уклоняется от прямой ав торской оценки своих героев, а когда «вы воды» становятся неизбежными, она как бы отходит в сторону, оговариваясь, что это — резюме героини романа Татьяны Денисо вой, что она, может быть, права, а может, и нет... Но на деле такое беспристрастие хрониста (само по себе часто выигрышное) оказывается лишь игрой, литературным ходом. Оценка происходящего в романе прочитывается хотя бы в самом тоне, коло рите описания различных действующих лиц, их мнений и поступков. Безусловной обывательницей от науки можно назвать лишь провинциальную ас пирантку Нонну, жаждущую признания «в кругу теоретической элиты». Большинство других героев романа, при всей их несхо жести,— люди «приличные», явно близкие автору. При этом их болтливость, леность, сухость чувств воспринимаются в контексте как некая не зависящая от них самих дан ность, порожденная объективными внешни ми причинами. Может быть, это и так, мо жет быть, эти качества и вызваны в какой- то степени массовым характером совре менной науки, действительностью большого города. Тем не менее писательница непра вомерно снабдила подавляющее большин ство своих героев каким-то отвлеченным, даже академическим набором интересов. Их волнует «и жар холодных числ, и дар божественных видений», но, в основном, это не более, как эстетское любование зна нием, гедонистское стремление постичь в бытии некую красивую формулу. При всей точности, достоверности изображенного Г. Башкировой типа потребителя духовных благ, нельзя сказать, что он является гос подствующим в среде научной интеллиген ции. Это —упрощение, причем не совсем невинное, ибо в результате на дальний план отодвигается гораздо более характерный для нашего времени тип интеллигента-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2