Сибирские огни, 1981, № 3
176 СЕРГЕИ ПЛЕХАНОВ воздвигает между ними стену, а значит, и вредит как интересам личности, так и об щества в целом». Таким образом, от ак тивности адвоката, старающегося восста новить истину в любом конкретном деле, обеспечить торжество справедливости в отношении подзащитного, зависит нрав ственное здоровье общества. (Старый мо тив русской литературы — не может быть счастливо человечество, если обойден хо тя бы один человек.) Сбруев и его друг Олег Муравин с юных лет мечтали творить добро и «воображали, что их роль — быть п о с р е д н и к а м и . Между отдель ной личностью и обществом. И призвание их — избавлять человека от изолирован ности, отторженности, созданной физиче ской или нравственной ущербностью. Вер нуть его в общество». Один стал юристом, другой врачом, для обоих и теперь глав ным представляется уменьшение страда ний, зла в окружающем мире. Правда, об щение с определенным кругом «пациен тов» изрядно деформирует представления Сбруева о соотношении светлых и темных начал в действительности: «сколько раз зло представлялось ему неким огромным, медузообразным организмом, сколько раз в минуты усталости собственная борьба со злом казалась ему ничтожной, малоре- зультативнойі Но однажды он вдруг по думал, что к а ж д ы й , даже чуть ощути мый удар отзывается во всем чудище. Л ю б о е пресечение несправедливости наносит в каком-то смысле урон всеобщей системе зла». Эти рассуждения главного героя повести исполнены какой-то картин ной выспренности, да и общий тон его вы сказываний о своей деятельности окрашен этаким театрализованным сочувствием к подсудимым с одновременным неприятием людей, требующих сурового наказания преступнику. Позиция последних явно ока рикатурена, они представлены кровожад ными филистерами. Так что симпатичный Сбруев оказывается, быть может, помимо воли автора, воинствующим апостолом ли берализма в делах правосудия. А противо положная точка зрения, высказанная не умными людьми, призвана выгодно отте нить его человеколюбивую натуру. На деле же это лишает проблему глубины, да и образ теряет объемность. Досадный про счет писательницы — ведь многие из обо значенных ею черт интеллигента достовер ны и привлекательны. Героя «об одной идее», с какой-то явно доминирующей чертой характера, мы при выкли встречать в сочинениях, отмеченных печатью нормативности. Однако привык нув (и справедливо) понимать норматив ность как наследие сороковых-пятидесятых годов, не упускаем ли мы из виду, что она может выглядеть по-разному. В том числе и как антинормативность. В таком случае «добрые» и «злые» просто меняются ме стами, вместо плюса пишется минус... Игорь Троицкий, герой повести В. Лева- шева «Двое», выглядит жертвой собствен ного оппортунизма. Талантливый шахма тист, которому прочили блестящее буду щее, в какой-то момент останавливается в своем развитии. Он откладывает рост на некоторое время: надо прежде закончить институт, потом еще задержка — аспиран тура, затем — необходимо защитить дис сертацию. /А пока Троицкий устраивал карьеру и быт, «поезд уже ушел», шахмат ная звезда его закатилась. Друг-соперник Игоря Марухов, напротив, никогда не счи тался «фаворитом» в спорте. И в личной жизни дела у него шли не блестяще: ни образования, ни денег, и семейный лад наперекос... Вместо того, чтобы хоть как- то бороться за место под солнцем (а для этого надо все-таки иной раз идти на компромиссы), Марухов нарочно лезет на рожон. Даже священные для любого шах матиста приметы и знаки удачи презирает. Ничего особенного не достигнув ни за шахматной доской, ни в жизни, ничего не доказав упрямой судьбе, он умирает в три дцать четыре года. Какой урок и кому пре подал несчастный упрямец? Вот собрались у могилы его товарищи — кандидаты на ук. В дубленках, с ключами от собствен ных авто... Можно, как будто, раздавать призовые места — прав тот, «кто с молоду был молод... кто вовремя созрел», но от чего же так щемит грудь у благополучно го Троицкого, пришедшего на похороны одноклубника? Он понял, что в безалабер ном бытии Марухова больше правды, чем в его «удавшейся» жизни. Игорь томится оттого, что, став соглашателем в мелочах, он незаметно изменил самому себе, своим принципам. Ведь «мальчишкой... Троицкий свято верил в торжество таланта над поль зой». Но будем реалистами — каков вообще смысл (да и есть ли он?) маруховского бун та против установившегося порядка жизни? А если это просто фанаберия неудачника, однажды осознавшего свой «потолок»? «Марухов обладал способностью отталки вать от себя. Он не боялся остаться без союзников. Один против всех — казалось, он стремится к такой расстановке сил, на рочно поддерживает в себе состояние не примиримости к окружающим». Однако Троицкий видит в этой неуживчивости то варища «хватку настоящей личности». Итак, Марухов всегда оставался личностью. Вот какова была его позиция: сохраниться, уце леть, не дать расползтись своему «я» там, где постоянно надо идти на компромиссы. Велик соблазн признать позицию Мару хова справедливой. Во всяком случае, она привлекательна — одинокий странник, упря мо бредущий наперекор стихиям. Но кра сота эта — чисто литературного происхож дения, красота парадокса. Если прикинуть маруховскую «модель» на действитель ность, заземлить ее, обытовить, то зрелище окажется не столь уже эффектное. Взять того же Троицкого — теперь в душе у него смятение: он изменил себе. А если бы он остался «чистым» шахматистом? Не терзало бы его сомнение: променял на деревяшки, на иллюзорный мир игры карьеру ученого, судьбу философа, мыслителя! От себя не убежишь: кому написано на роду быть не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2