Сибирские огни, 1981, № 3

ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА 175 взгляд охотника: этот грузовик везет «то­ вар» для стройки, с этого автомобилиста можно стребовать плату за стоянку. В итоге аспирант делается завзятым вымогателем. Его целью мало-помалу становится уже не защита диссертации, не обогащение науки каким-то собственным вкладом, а выгод­ ное «земное» самоустроение. И это при всем при том, что «в способностях его — даже таланте — не сомневались ни препо­ даватели, ни однокурсники». Выходит, не напрямую связаны понятия одаренности и преданности своему делу, и неглупый «все понимающий» человек способен оказаться в одной компании с рвачами. Стоит посту­ питься нравственными принципами, и про­ цесс разрушения личности может приоб­ рести характер цепной реакции. И тогда в один прекрасный день человек обнару­ жит: «...ценные идеи стали являться гораз­ до реже... Зато появляются то и дело кон­ структивные идеи — купить машину шпун­ та за четвертной и настелить из этого шпунта два пола по полтиннику...» Повесть М. Чулаки написана в гротескной манере, в ней просматривается несколько умозри­ тельная конструкция. «Сползание» Вадима в болото делячества происходит, по сути дела, без заметной внутренней борьбы. А тот положительный идеал, который про­ тивопоставлен гаражно - кооперативной суете аспиранта — существование некоего дон-кихота в башне, вознесенной над гре­ ховным человечеством — отдает книж­ ностью. И вообще многие важные момен­ ты в жизни героев прорисованы невнятно. К примеру, идеалистка Лиса (так Вадим зо­ вет свою возлюбленную) презирает мятые бумажки, ради которых «горбится» в гара­ же аспирант, ей мила «честная бедность». Однако неведомо, как Лисе удается и не­ винность соблюсти и капитал приобрести: она всегда одета по последней моде, хотя, как знает каждый, стоит это недешево. Не­ желание автора объясниться с читателем по некоторым важным вопросам приводит к схематизму в распределении светлых и темных тонов: по одну сторону сгруди­ лись «черненькие», по другую (в основ­ ном, в районе донкихотовской башни) — «беленькие»... Этот недостаток писатель преодолел в романе «Тенор», следующем своем произ­ ведении, также посвященном современной интеллигенции. Оперные певцы, компози­ тор, дирижер, музыкальный педагог — це­ лый сонм по-своему интересных типов. Восходящая звезда ленинградской сцены тенор Борис Селицкий, недавний участник художественной самодеятельности,— чело­ век, как бы играющий «в Шаляпина». Экст­ равагантные похождения, барские замаш­ ки (в ресторан — с собакой, а на протесты администрации надменное «Я — Селиц­ кий! Мне можно» и сторублевая купюра сверх того) — это подчеркнуто-богемное поведение характеризует певца скорей как выскочку. Внешний блеск не может заме­ нить душевную глубину, деликатность, и добрый, в сущности мягкий, Борис часто оказывается капризным и эгоистичным. Полная противоположность ему — компо­ зитор Касьянов. Это человек, отгородив­ шийся от жизни, он застенчив, не ищет шумного успеха, лишь в музыке обретает полноту бытия. Собственно говоря, перед читателем хрестоматийный образчик ин- теллигента-отшельника, хорошо знакомого нам по произведениям литературы прош­ лого. Однако в наше время он восприни­ мается как нечто архаичное. Если Селиц­ кий — живой, то Касьянов — образ-мета­ фора, причем основательно приевшаяся. По характеру отбора и построения мате­ риала «Тенор» принадлежит к «технологи­ ческим» романам, освещающим замкну­ тую профессиональную среду — будь то обслуживающий персонал отеля или цир­ ковая труппа. Такие произведения имеют успех у публики, ибо погружение в дета­ ли незнакомого быта уже само по себе привлекательно. Но это обстоятельство мо­ жет сослужить не совсем хорошую службу прозаику: пойдя на живописание сочных частностей, легко утерять главное — объ­ емность характеров героев, их жизнен­ ность. М. Чулаки в основном избежал это­ го — на страницах его романа не встре­ тишь блеклых статистов-яподсобников», нужных для «вытягивания» тех или иных сюжетных линий. Возражения вызывают лишь отдельные моменты в обрисовке пер­ сонажей. Вообще, М. Чулаки больше удаются об­ разы «новых людей» — всяких парвеню вроде Селицкого или порабощенного Маммоной аспиранта. Это говорит о соци­ альной зоркости писателя, о его умении распознавать и достоверно воплощать на­ метившиеся тенденции в жизни общества. В этом и состоит причастность к «правде узнавания». Но, если стремиться к полной точности в оценках, придется отмерить все те гомеопатические дозы «опоздавшей правды» — в образах, типах, замеченных уже прозой прошлых десятилетий и пре­ вратившихся, со временем, в литератур­ ные реликты. Так что, говоря о «правде узнавания», как наиболее характерной черте какого-то произведения, я разумею основное его содержание, степень новиз­ ны главных идей и образов. Повесть Зои Богуславской «Защита» рассказывает о нескольких днях из жизни известного адвоката Родиона Сбруева, ко­ торый ведет два запутанных процесса одновременно. Благодаря усилиям защит­ ника удается повернуть их ход в новое русло и добиться установления истины — в результате невиновный будет оправдан, ви­ новные понесут заслуженное наказание, В деятельности Сбруева такие понятия, как справедливость, отзывчивость, прав­ да,— не отвлеченные идеи. Они каждо­ дневно материализуются, обретают ре­ альную власть над поступками людей, оп­ ределяют их судьбы. Формулируя свою позицию перед одним из судебных заседа­ ний, Родион запишет: «Каждое зло, каждая несправедливость в отношении о т д е л ь ­ н о г о человека нарушает п р а в и л ь н у ю с в я з ь между человеком и обществом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2