Сибирские огни, 1981, № 3
І74 СЕРГЕЙ ПЛЕХАНОВ расти, борясь, либо пытаться вознестись, соглашаясь со всеми (или большинством) и тем самым «нарушить свои внутренние, правила». Мы знакомимся с Морозовым в момент для него переломный —молодой инже нер-горняк становится начальником участ ка на шахте. Это начало роста, карьеры. На всем протяжении романа Константин проходит своеобразный искус властью, че столюбием, и одновременно перед ним предстают примеры того, как погоня за удачей иссушает душу человека, способ ствует ее оскудению. Руководитель уголь ного треста Рымкевич начинал вместе с отцом Морозова и, в отличие от своего коллеги, пошел далеко — в немалой сте пени благодаря моральной нечистоплотно сти. Когда сын «неудачника» попадает в поле зрения преуспевшего приспособлен ца, старая рана в душе Рымкевича напоми нает о себе, и он, дабы заглушить укоры совести, пытается облагодетельствовать молодого Морозова. «Сводящий» их на чальник шахты Зимин полагает, что парню крупно подфартило, и вовсю подталкива ет его на сближение с могущественным главой треста. Но когда выясняется, что «протеже» вовсе не собирается принимать благодеяния, которыми Рымкевич хотел бы искупить низкий поступок, некогда пе речеркнувший жизнь Морозова-отца, Зи мин оказывается не в состоянии понять своего подчиненного. Слишком разнятся их принципы. Для молодого инженера есть только честные, «чистые» пути — будь то в общественном служении или в быту. Он не против того, чтобы делать карьеру, но он понимает это как творческий рост по заслугам, а не по связям и не в воздаяние за умение вовремя сказать нужное слово. Проводя между Морозовым и Рымкеви- чем разделительную черту, писатель вы страивает рядом с обоими героями груп пы, более или менее однородные по сво им взглядам на жизнь. Это, по сути дела, возрастные группы, хотя разрыв между младшими представителями «отцов» и старшими представителями «детей» может быть вовсе невелик. Старшие с юности трудились всерьез, жизнь и работа сли лись для них в нераздельную первосущ- ность. И у них просто не было возможно сти взглянуть на себя как бы со стороны. Эта полная «включенность» в дело — ос новной их общий признак, «родовая» чер та. Морозов же — представитель поколе ния, выросшего в относительном достат ке, не ведавшего многих тягот, выпавших на долю «отцов». Его сверстники, товарищи по клубу подводников, все никак не отре шатся от «игрового» варианта жизни. Им хочется и того попробовать, и там успеть — они словно бы страшатся раз и навсегда связать себя с одной областью деятель ности. Вот почему хобби занимает в их жизни столь же важное место, как и изб ранная профессия. Они склонны больше морализировать, чем «отцы»; рефлексия постоянная потребность в самооценке не позволяет им целиком отдаться Делу. Так и Морозов, одной ногой стоящий в игро вой половине своей жизни, а другой сту пивший во взрослую, большую половину, в которой ему предстоит реализоваться как личности, не может до конца сосредо точиться в кругу забот своих коллег по шахте. И хотя он понимает, что тяга к эк зотике — признак затянувшейся юности, свидетельство инфантильности, он не мо жет вполне отрешиться от игровых пред ставлений. Оттого в конце романа он так и остается на распутье, не решив оконча тельно: что делать дальше? Писатель нащупал серьезный конфликт поколений, который, по сути дела, не осо знается его участниками. В литературе прошлого мы встречали похожую колли зию между основателем Дела, отдавшим для его строительства все, добивавшимся своего торжества любыми средствами, и беспечным наследником, готовым пустить на ветер это самое Дело ради тех заман чивых «интересных дел», которыми полна жизнь. Но в романе С. Рыбаса конфлик туют уже коллективный «фундатор» и кол лективный наследник. Социальная значи мость этого противоречия гораздо шире, и потому она открывает, на мой взгляд, целое направление поисков для сегодняш ней литературы. С. Рыбас не выносит поспешных вердик тов: этот чинуша, этот подлец, а тот благо роднейший мечтатель. Но постоянно напо минает: решающий рубеж, возле которого в раздумье останавливается каждый,— нравственная ценность любого принимае мого решения; этого испытания не дано избегнуть никому. И подлинным интелли гентом оказывается тот, кто не уклоняется от выбора, кто в решительную минуту способен занять четкую гражданскую по зицию — чего бы это ни стоило. Такой ответ писателя на вопросы героев, в об- щем-то, традиционен, но главное — этот ответ верен по существу для среды, в ко торой живут и действуют два поколения романа. Но одно дело — производство, где за принятым решением следуют непосредст венные и вполне осязаемые результаты. Если же перенестись в область житейской морали, то все может показаться намного проще — мелкие грешки остаются на со вести человека, никак не затрагивая обще ство. Михаил Чулаки исследует в своей пове сти «Что почем?» как раз такой случай перевоплощения интеллигента по наружно сти в обывателя по сути. Аспирант-матема тик устраивается сторожить частные гара жи, дабы обеспечить ежемесячную при бавку к стипендии. Ничего вроде бы осо бенного — старая студенческая привычка прирабатывать. Но вот Вадим («скоро два дцать пять, половина диссертации написа на...») начинает врастать в делишки гараж ного кооператива — тут перехватил «гоно рар» за мелкую услугу, там получил хрустящую бумажку за расторопность. Войдя во вкус, он сам уже начинает искать клиентов, у него вырабатывается цепкий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2