Сибирские огни, 1981, № 3

КРМТМКА ЛШТЕРАТаРПВЕДЕНІЙЕ Сергей Плеханов ШТРИХИ к СОВРЕМЕННОГО Литература последних десятилетий ин­ тенсивно разрабатывает тему интеллиген­ ции. В сущности, можно говорить об осо­ бом идейно-тематическом направлении в прозе, подобном прозе деревенской, про­ изводственной, военной. Некоторые кри­ тики пытались причислить авторов, писав­ ших об интересующих нас проблемах, к ведомству «городских», но это было на­ столько условно, настолько «от противно­ го» (по отношению к столь же условным «деревенщикам»), что определение не прижилось в литературном лексиконе. Ныне, когда основной «расклад» типов и положений в этой «интеллигентской» про­ зе уже сложился, пора задаваться вопро­ сом: что нового в решение данной темы вносят писатели? И даже: не исчерпана ли она? При всем том, что в разных отраслях на­ уки, культуры, производства существуют особые, часто резко отличные условия, интеллигенту всегда приходится выбирать между активной жизненной позицией и позицией созерцателя, отдающегося на волю волн житейского моря. Трудно, ра­ зумеется, с непреложностью клеить ярлык псевдо-интеллигента всякому, кто остает­ ся на работе и в быту по большей части инертным, безынициативным — бывают ведь люди недеятельные просто в силу темпе­ рамента. Однако литература наша, кажет­ ся, никогда не занималась изучением кли­ нических случаев, в ее исканиях, в ее оценках человеческих поступков всегда присутствовал пафос социальности. Именно поэтому Обломов был воспринят совре­ менниками не просто как фантастический лежебока, а как общественное явление, за­ ставляющее задуматься ' над основными вопросами человеческого бытия. И не только интерес к изломам психики героя Достоевского заставляет все новые поко­ ления читателей с волнением следить за событиями, разворачивающимися на стра­ ницах «Преступления и наказания». А нрав- ПОРТРЕТУ ИНТЕЛЛИГЕНТА ственный поиск советской литературы поч­ ти целиком лежит в плоскости социальных явлений — оттого и весом у нас авторитет писателя как исследователя действитель­ ности. И не случайно в произведениях по­ следнего времени, посвященных интелли­ генции, на первом плане — осмысление процессов, происходящих в этой динамич­ ной среде. Говоря об изменении, обогащении обре­ за интеллигента, я пытаюсь выявить харак­ терные оттенки современного литератур­ ного развития, определить, насколько сильна здесь традиция, восходящая к ше­ стидесятым, а то и более ранним годам. Не стану обращаться к анализу произве­ дений, о которых не раз уже писалось (по­ следние вещи Ю. Трифонова, И. Грековой, А. Крона), но выберу из множества сочи­ нений на интересующую нас тему ряд ро­ манов и повестей, которые критика как-то обошла вниманием, но которые вызвали определенный интерес у читателей. Константин Морозов, главное действую­ щее лицо романа С. Рыбаса «Варианты Морозова», ищет — ради чего жить, вы­ бирает варианты. Перед ним, как перед былинным витязем, несколько дорог. Из­ брав одну из них, надо идти не огляды­ ваясь, ибо время перебора разных возмож­ ностей, прикидки на, себя разных судеб уже кончается — юность ушла, наступила зрелость. Быть ли вечным энтузиа­ стом - дилетантом, романтически устрем­ ленным к и н т е р е с н ы м д е л а м , ли­ бо грызть «горький хлеб промышленно­ сти», р а б о т а т ь ? Но если ты склонился в пользу второго, то и здесь надо выби­ рать: делать карьеру (не в дурном смы­ сле — нет, р а с т и , делаться руководите­ лем или, как говорили в недавнюю стари­ ну, капитаном индустрии), либо отбывать свой «рабдень» на шахте, не забывая о том, что этот труд ради хлеба, но не для души. И, наконец, если ты решаешь — карьера, то и тут надо сказать себе: либо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2