Сибирские огни, 1981, № 3
КРМТМКА ЛШТЕРАТаРПВЕДЕНІЙЕ Сергей Плеханов ШТРИХИ к СОВРЕМЕННОГО Литература последних десятилетий ин тенсивно разрабатывает тему интеллиген ции. В сущности, можно говорить об осо бом идейно-тематическом направлении в прозе, подобном прозе деревенской, про изводственной, военной. Некоторые кри тики пытались причислить авторов, писав ших об интересующих нас проблемах, к ведомству «городских», но это было на столько условно, настолько «от противно го» (по отношению к столь же условным «деревенщикам»), что определение не прижилось в литературном лексиконе. Ныне, когда основной «расклад» типов и положений в этой «интеллигентской» про зе уже сложился, пора задаваться вопро сом: что нового в решение данной темы вносят писатели? И даже: не исчерпана ли она? При всем том, что в разных отраслях на уки, культуры, производства существуют особые, часто резко отличные условия, интеллигенту всегда приходится выбирать между активной жизненной позицией и позицией созерцателя, отдающегося на волю волн житейского моря. Трудно, ра зумеется, с непреложностью клеить ярлык псевдо-интеллигента всякому, кто остает ся на работе и в быту по большей части инертным, безынициативным — бывают ведь люди недеятельные просто в силу темпе рамента. Однако литература наша, кажет ся, никогда не занималась изучением кли нических случаев, в ее исканиях, в ее оценках человеческих поступков всегда присутствовал пафос социальности. Именно поэтому Обломов был воспринят совре менниками не просто как фантастический лежебока, а как общественное явление, за ставляющее задуматься ' над основными вопросами человеческого бытия. И не только интерес к изломам психики героя Достоевского заставляет все новые поко ления читателей с волнением следить за событиями, разворачивающимися на стра ницах «Преступления и наказания». А нрав- ПОРТРЕТУ ИНТЕЛЛИГЕНТА ственный поиск советской литературы поч ти целиком лежит в плоскости социальных явлений — оттого и весом у нас авторитет писателя как исследователя действитель ности. И не случайно в произведениях по следнего времени, посвященных интелли генции, на первом плане — осмысление процессов, происходящих в этой динамич ной среде. Говоря об изменении, обогащении обре за интеллигента, я пытаюсь выявить харак терные оттенки современного литератур ного развития, определить, насколько сильна здесь традиция, восходящая к ше стидесятым, а то и более ранним годам. Не стану обращаться к анализу произве дений, о которых не раз уже писалось (по следние вещи Ю. Трифонова, И. Грековой, А. Крона), но выберу из множества сочи нений на интересующую нас тему ряд ро манов и повестей, которые критика как-то обошла вниманием, но которые вызвали определенный интерес у читателей. Константин Морозов, главное действую щее лицо романа С. Рыбаса «Варианты Морозова», ищет — ради чего жить, вы бирает варианты. Перед ним, как перед былинным витязем, несколько дорог. Из брав одну из них, надо идти не огляды ваясь, ибо время перебора разных возмож ностей, прикидки на, себя разных судеб уже кончается — юность ушла, наступила зрелость. Быть ли вечным энтузиа стом - дилетантом, романтически устрем ленным к и н т е р е с н ы м д е л а м , ли бо грызть «горький хлеб промышленно сти», р а б о т а т ь ? Но если ты склонился в пользу второго, то и здесь надо выби рать: делать карьеру (не в дурном смы сле — нет, р а с т и , делаться руководите лем или, как говорили в недавнюю стари ну, капитаном индустрии), либо отбывать свой «рабдень» на шахте, не забывая о том, что этот труд ради хлеба, но не для души. И, наконец, если ты решаешь — карьера, то и тут надо сказать себе: либо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2