Сибирские огни, 1981, № 3
160 АЛЕКСАНДР КУХНО преклоненных лишь один человек стоит гордо и подчеркнуто прямо. — Почему не становишься на колени? — кричит полицейский. — Это не моя религияі — спокойно от вечает Лежен. Судьба даровала ему долгую жизнь, но, к сожалению, большая часть ее пока мало изучена. Известно, что после амнистии 1880 года Лежен вернулся в Париж и вегу- пил в социалистическую партию Э. Вайяна, в 1905 г.— в Объединенную социалистиче скую партию Франции. С первых же дней Октябрьской револю ции он пламенный ее пропагандист. В 1922 г. вступает в Коммунистическую пар тию Франции, сотрудничает в «Юманите» и в Международной Организации Помощи борцам Революции. В 1930 г. приезжает в СССР. Он уже глубокий старик, живет в Доме ветеранов революции в Москве и в подмосковных санаториях —Михайловское, Кратово, Барвиха, Переделкино. Лежен тя жело болен. В Кремлевской больнице ему делают сложную операцию, ЦК МОПР предоставляет квартиру по ул. Горького, 17. В октябре 1941 г, фашисты бомбили Москву. Лежена эвакуируют в Новоси бирск. Здесь, в канун нового, 1942 г., он обращается с письмом к воинам Красной Армии, призывает их стойко сражаться за Советскую Родину, в которой воплотились мечты парижских коммунаров и трудящих ся всех стран. Письмо напечатала «Совет ская Сибирь» 1 января 1942 г. Потом оно публиковалось много раз. В тылу и на фронте, в частях сибирских дивизий, оно служило средством активной боевой аги тации. 9 января 1942 г. Лежена не стало. Все, кто его помнят, отмечают редкое обаяние, душевную мягкость этого челове ка и глубокую ясность рассудка, которую он сохранял буквально до последнего дня. Два портрета Поиск материалов о последнем париж ском коммунаре привел меня в апреле 1967 г. в музей К. Маркса и Ф. Энгельса, на Волхонке, в Москве. От заведующей фондами Тамары Дмитриевны Беляковой я узнал, что существует портрет Лежена, что он экспонировался на выставке в Об ществе франко-советской дружбы несколь ко лет назад, побывал в музее Маркса. Но, к сожалению, фамилии художника Та мара Дмитриевна не помнит. Адрес вла делицы, вдовы художника, затерялся. В те чение нескольких дней Т. Д. Белякова ра зыскивала этот адрес, но безуспешно. На прощанье она обещала сообщить мне, ес ли станет что-либо известно о портрете. Прошло около года. В конце января по лучил я от нее письмо: «Совсем недавно мне позвонила жена художника Редько, написавшего портрет Лежена с натуры. Портрет находится у нее». Дальше следо вали московский адрес и телефон. В тот же день я разговаривал по теле фону с Татьяной Федоровной Редько, а че рез несколько дней летел в Москву: един ственный известный в стране живописный портрет Лежена должен быть в Новоси бирске, в городе, где он жил и умер и где после ,его смерти, кроме памятника на мо гиле, не осталось ничего. Все вещи Леже на в 1946 г. были отправлены из Новоси бирска в Париж. ...В однокомнатной квартире, буквально увешанной и заставленной пейзажами и портретами, худенькая пожилая женщина рассказывает о необычной судьбе своего мужа, одну за другой ставит передо мной его работы. И я смотрю. Пейзажи Франции — в импрессионистской манере. Несколько отличных женских портретов — строгие ли нии, чистые тона, почти иконопись. — Климент Николаевич начинал учиться в школе живописи Киево-Печерской лав ры,— говорит Татьяна Федоровна.—Потом его отправили в Петербург, в Общество поощрения художеств, которым руководил Рерих, и определили в мастерскую Рыло ва... Знаете, детство у него было голодное, страшное, рос он без отца, в пять лет уже зарабатывал на хлеб тем, что с дворняж кой ходил по выгребным ямам и собирал тряпки да кости. Но он уже и тогда рисо вал... Бродяжил. Добрался до Киева, и здесь такие же, как он, беспризорники послали его, самого маленького ростом, в лавру: нельзя ли в ней что-нибудь стя нуть... Засмотрелся Клим на фрески да иконы, а увидел табличку «Школа живопи си» — затрясся, стал колотить в дверь, со слезами упросил, чтобы приняли. Всю жизнь потом он много и упорно учился. В 1927 г. Луначарский командировал его во Францию продолжать образование. Там он прожил несколько лет, сотрудничал в «Монд» у Анри Барбюса, встречался с Маяковским, Пикассо и многими другими. Если интересно, почитайте дневники, Кли мент Николаевич вел их сорок лет. Я сда ла дневники вместе с другими рукописями, рисунками и фотографиями в ЦГАЛИ. 360(!) папок. А с картинами — прямо зама ялась. Не спешил Климент Николаевич вы ставляться, и работ своих не пристраивал. Все на меня теперь и свалилось... Словно из волшебной шкатулки, она до стает из крохотного запасника одну кар тину за другой. Это пейзажи Средней Азии, Подмосковье, Север, потом — бой быков в Испании, Средиземное море, бре тонский рыбак, московские комсомолки, портреты выдающихся деятелей науки и культуры... А вот и портрет Лежена. В теплом, ярко-вишневом халате, на хо лодном фоне взвихренных ветром сосен сидит высокий старик с тростью в руках. Кажется, что ему не 93 года, а тысяча лет... Резкий цветовой контраст, трудноулови мый взгляд, большие набухшие веки под черкивают это. Величественная глубокая старость последнего коммунара, не слом ленного ни тяжелой болезнью, ни нравст венными потрясениями, ни осознанием близкого конца. Художник Редько писал Лежена в сана тории Барвиха под Москвой, в августе —■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2