Сибирские огни, 1981, № 3
Александр Кухно ПОСЛЕДНИЙ ПАРИЖСКИЙ КОММУНАР В числе творческих замыслов Александра Кухно была поэма о Парижской Ком муне. На протяжении многих лет поэт собирал сведения о человеке, который должен был стать одним из его главных героев,— о последнем коммунаре Адриене Пежене, соединившем своею судьбою Парижскую Коммуну с Октябрьской революцией, Фран цию с Сибирью. Кропотливые разыскания А. Кухно позволили многое узнать о ветеране Париж ской Коммуны и других революционерах, оказавшихся в 1941 году в Новосибирске. Об истории и результатах этих поисков рассказывают публикуемые заметки поэта. С того времени, когда они были написаны, перенесен из Новосибирска в Париж, на кладбище Пер-Лашез, к знаменитой Стене коммунаров, прах Адриена Лежена. В новосибирском сквере Героев революции сохранено надгробие последнего парижско го коммунара. Он лежит рядом с братской могилой ста четырех героев гражданской войны, звер ски замученных колчаковцами перед от ступлением из Новониколаевска. Над брат ской могилой величественный памятник: из гранитной, растрескавшейся глыбы вы рывается рука, сжимающая факел. Застыв шее в бетоне пламя — «живое пламя мерт вых —для живых!» Земля разверзлась, камни содрогнулись, над тишиной. над шумом людных улиц — над всей землей взметнулась на века могучая рабочая рука!.. С детских лет я знаю этот факел. Мальчишки, мы играли у подножия па мятника на зеленом холме, взбирались на камни, срывались, ушибались, но мы рос- лй, как положено мальчишкам,— боролись, катались по земле, дрались, играли в граж данскую войну, в сибирских партизан. Бронзовый Щетинкин в заломленной папа хе строго следил за нашими играми, он был нашим судьей, нашей справедли востью. Командарма привезли издалека и похоронили здесь, возле факела. Заросли черемух, сирени, бузины скры вали нас от постороннего глаза, и на лу жайках под высокими березами, растянув шись на траве, рассказывали мы друг другу страшные истории о зверствах белых и о геройстве красных. Конечно, мы повторяли прочитанное и слышанное от взрослых, но — какое это имело значение! — взрослые сами по себе, а мы — это мы, пацаны, готовые драться за наш факел, за нашего Щетинкина, за наши черемухи и березы. Потом взрослые стали прибирать нас к рукам. Дом Художественного Воспитания Детей прислал инструктора-массовика, вокруг памятника появились избушки на курьих ножках, и рощицу заполнила ма лышня. Старшеклассницы в белых блузках и голубых юбочках водили хороводы, рас сказывали сказки, устраивали концерты. Кто-то стал вырубать деревья, превращать рощицу в сквер. Нам, пацанам, стало скучно, за каждым нашим движением следили, запрещали влезать на дерезья и, боже упаси, на па мятник. Грянула война. В несколько дней мы по взрослели. Все вокруг говорили, что мы уже взрослые, и мы решили бежать на фронт, туда, где отцы. Нас ловили и воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2