Сибирские огни, 1981, № 3
ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА В ФОРМЕ СТАРИННОЙ СЮИТЫ 13 ...Ноктюрн дошел почти до середины. Грешный экзаменатор думать забыл о том, что музыка была включена для отгадывания и что давно пора нажать на рычажок. Плевать ему было на это. Потому что давно уже не существовало ни «дополнительного вопроса», ни студента, кото рому он задан, ни даже самого экзамена. Было —пленяющее и дальнее, явившееся вне времени и пространства звучание тайны. Награда за бес сильные часы перед зачетками, табелями, ведомостями. Был праздник минуты, голос далекого гения, приветливая ласка Небес. Он медленно, наконец, передохнул и посмотрел на сидящих,—прос то из привычки искать отклика на лицах тех, кто слушает. Но они (те, кто пыхтел за столами и готовился), конечно, ухом не вели. А сам экза менуемый... Как, разве он?.. Нет, вы только посмотрите, как он серьезно, задумчиво и, кажется, с тайной радостью слушает музыку. Даже голову наклонил набок. Каков!! Роман Петрович вгляделся пристальнее. А ведь, черт возьми, осно вательный парень. Если взглянуть пониже прыща (теперь, наконец, при шла охота это сделать), то можно отдать должное его довольно правиль ному носу, крупной устойчивой челюсти, развитой вширь груди. У него крепкие мужские руки. Руки крестьянина. Боже мой, разве он виноват, что в детстве его никто не приохотил к классике, что даже по радио-то слушать музыку у него, вероятно, времени не было. Ну, а его этот тром бон и спортивные марши —до классики ли тут? Серьезно. Стоило бы им заняться. Парень-то хоть и недалекий, но дельный. Роман Петрович вспомнил, как этот самый студентик почи нил — по собственной инициативе—замок в двери его класса. Нет, в самом деле. Слушает. И к а к слушает! Должно быть, забыл, что надо всего-навсего угадать название вещи. Выходит, их охватило — одно ... Что, если здесь зерно души настоящего музыканта? А тема движется... Опять этот божественный выдох в минор. Просто сердце заходится. И мелодический орнамент, колдовское кружево чаро дея, становится все сложней и прихотливее. Вот что. Поставим-ка мы этому, в целом симпатичному человеку, «два». Для его же пользы. Пусть позанимается еще. Пусть не скидывает с плеч, абы побыстрее, великую музыку. Пусть он ее подержит на слуху еще раз. Поймет. Почувствует радость. Ведь музыкант же он, черт возьми. Ведь надо ж ему учиться любить! Пора, в самом деле, ставить точку на этой традиции духовиков —ничего не знать и не видеть дальше своего мунд штука. Роман Петрович зажмурился от сладкой решимости. Он, конечно, • поставит «неуд» и, при всем том, не выгонит чудака с экзамена. Он по просит его остаться, Он отдаст ему этот вечер: будет играть для него ма зурки, прелюдии, ноктюрны. А если надо — принесет ему свои собствен ные пластинки. Не жалко. Ведь надо же что-то и с этими людьми делать, иначе зачем вся его так называемая педагогическая работа. Роман Пет рович испытывал угрызения совести: он-то еще позволял себе язвить и иронизировать над парнем, а ведь каждому дураку ясно, что это меша ет сосредоточиться. Хорош педагог. И вообще, как он этого человека не понял раньше?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2