Сибирские огни, 1981, № 3
ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА В ФОРМЕ СТАРИННОЙ СЮИТЫ 11 тебе полчаса подряд долдонят о «Страстях по Морфею», «заключитель ных прелюдиях» и «дуэте промеж Лоэнгрина и Эльзы». Спятишь. — Могу ли я узнать о результатах мыслительного процесса? — спросил Роман Петрович вежливо. — Я... это. Вспомнил, что там музыка слегка светлая и слегка страшная. Светлая по краям, страшная посередине. — Ну что ж... Истина приблизилась уже к высотам детского сада. Натужьтесь еще и скажите, только сразу: ритмы каких танцев исполь зует Шопен в своих мазурках? — Значит, это. Значит, так: мазур, оберек и.., это... трик-трак. — Что?! — Да. У меня так записано. «Если он сейчас еще скажет, что я так говорил на лекции,— убью»,—решил Роман Петрович. Он заложил руки в карманы и с шу мом втянул ноздрями воздух, серьезно, без юмора разглядывая сверху неопрятные студенческие патлы мучителя. Под патлами билось в агонии святая святых —то самое, что природа, как венец творения, пыталась вложить в его унылую башку. — Ой, вспомнил! Куявяк. Опять он вспомнил. Опять он что-то знает. Опять неудобно ставить «два». Издевается, что ли? Роман Петрович задал студенту еще один, посложнее, вопрос и отошел к окну —переждать, пока машина мысли совершит под патлами свой следующий поворот- Роман Петрович никогда не любил экзаменов. Для него это было возмутительной, ничем не восполнимой тратой времени. На экзамене он не мог ничего никому дать ценного и тем более —ничего не мог полу чить. Он чувствовал себя живой машиной для проверки чужих знаний, регистрирующим автоматом, устройством для заполнения ведомостей. Десятки часов вычеркивались из жизни напрочь, превращались в му сор, в ничто. И эти вот люди, вроде сидящего сейчас перед ним, еще больше нормы, еще сверх неизбежного воровали часы его жизни; как же не бушевать, хотя бы в душе? Он призывал на помощь всю свою объек тивность и выдержку. Но, слушайте, ведь й педагог —человек. К столу. Скорее —к столу! Пора выгонять. Двойку. Двоюшечку. Да вывести бы пожирнее. Что... вот тебе раз: студент разинул рот, начал вещать и даже ска зал все верно, несмотря на свое, похожее у всех на особый диалект, кос ноязычие двоечника. Он по-своему был тугодумно-обстоятелен и дело вит. Может, оттого и-достигал цели. Притом он раскачивался, ритмично поводя корпусом, как будто танцевал на стуле этот самый трик-трак. Что делать? Злости уже почти не было, но не было и уверенности. Оста валось прибегнуть к последнему тесту. Роман Петрович торжественно взял пластинку с Восьмым ноктюрном Шопена и, прикрывая этикетку от острого взора мучителя, поставил ее на вертящийся диск, — Вспомните, Скажите, что за музыка. Он снова отошел к окну. Жуть. Пустота. По улице-то люди ходят, заоконные, летние, с зай чиками света на макушках. А ему нельзя с ними. Нельзя, нельзя... Он думал так, пока иголка вхолостую царапала по первым борозд кам пластинки. Сколько десятков (или сотен?) раз приходилось гово рить об этом ноктюрне на лекциях, ставить его на проигрыватель или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2