Сибирские огни, 1981, № 3
ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА В ФОРМЕ СТАРИННОЙ СЮИТЫ 9 скую спину уходящего последним двоечника, по всем столам и на полу валяющиеся бумажки, недописанные листки, забытые в панике ручки, тетради, дамские зонтики. Сам воздух, остановившийся над столами, будет казаться пепельно-серым, будто по нему просвистал таинствен ный смерч — следы страхов, крушений надежд, распада нервных клеток... Собравши в грудь свой первый вздох радости, он, однако, не станет спешить, а сперва откроет окно, чтобы глазами и кожей понять облег чение. Потом —не торопясь —пойдет прочь. Может, в кино. И, кстати, погода всю неделю хороша на удивление. Позагорать бы, а то бледен, как ля минорный каданс. Но мечты мечтами. На деле, после восьмичасового изнурения он ви дел перед собою все тех же двоечников — потеющих, краснеющих, за пинающихся и никак не способных на быстрый уход. Это неизбежная досада к концу — скопище нерадивых. Они редко дерзают сунуться пер выми. Первые, те уж давно упорхнули, кроткие, изящные, красивые и озаренные светом академической истины. Все-то они быстренько выложи ли и канули в погожую синь, лишний раз напомнив Роману Петровичу, что счастье не бывает долговечным. Теперь потянулись другие: красные, с растопыренными ушами и пле чами, узкими от ужаса. Они шли, загребая лапами воздух и воровато оглядываясь, словно рецедивисты-домушники, поспешающие «на дело». А пантомима с кусанием пальцев перед тем, как взять билет! А значи тельный вид при обдумывании! И тайная мольба: «Отвернись же ты, монстр шелудивый, дай человеку нормально сдуть». Роман Петрович знал это все наизусть и каждый раз поражался, до чего похоже они вели себя. Первые годы он негодовал, отчитывал прови нившихся, отбирал «подсобные средства», выгонял с экзамена. Потом перестал тратить на это силы, сообразив (и дав понять другим), что ни какая ловкость рук не поможет тем, у кого незнание написано на языке так же ясно, как на лбу. Пресекал он разве что самых нахальных, у кого не было таланта и на то даже, чтобы артистично списать. Здесь уж на дыбы вставало оскорбленное эстетическое чувство: не мог он выносить вида тех, кто путается в собственных шпаргалках, роняет их на пол или кладет с умиляющей наглостью прямо' на стол. Впрочем, он даже таких не всегда выгонял. Иногда давал шанс. Проклятая жалость. Один из этой породы сидел теперь перед ним. Пожалуй, уже пол часа. Нельзя сказать, чтоб он уж вообще не знал ничего, но и не ясно было, есть ли основания, чтобы натянуть тройку. Хуже нет с таким иметь дело: ты ему последний вопрос (ответишь — ставлю «три»),— а он мямлит; ты ему следующий (не ответишь — ставлю «два»)-,— он кое-как отвечает; ты ему еще один, самый последний, и так далее. Игра в кош ки-мышки. Роман Петрович с унылой обреченностью смотрел на прыщ, укра шавший переносицу экзаменующегося. Это был добротный, малиново красный прыщ, с белым пятнышком посередине. Он с краев оброс кру жевной коросточкой, видимо, вскочил давно, но не мог исчезнуть спокой но, так как его слишком часто скребли грязным пальцем. «Странный это, впрочем, объект для анализа»,—холодно упрекнул себя Роман Пет рович и тут же отметил, что прыщ этот, в конце концов, и еЬть самое ин тересное, что, мог ему сегодня предложить этот фрукт. Фрукт между тем завозил под стулом ногой и пошевелил ушами. Это означало скорые роды. Роман Петрович приготовился принять. Вот-вот должна была появиться на свет фраза —жалобная, мокренькая и беспомощная. . — Фредерик, это, Шопен, гениальный, ну, композитор, великий, вы дающийся...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2