Сибирские огни, 1981, № 2
у книжной полки 191 В рассказе «Гениальный дом» герои ока зываются запертыми в доме, который со четает в себе все мыслимые и немысли мые удобства. Повествование искрится юмором, автор не скупится на гротескные ситуации. Создателям «гениального дома» становится стыдно перед домом: стремясь к максимальной эффективности, они сов сем забыли о том, для чего собственно строятся жилые здания. Мальчик — герой рассказа «Создан, чтобы летать» — впер вые в жизни понимает, как он был не прав, применяя к машине человеческие мерки: кибер Іювинуется ему — человеку — и те ряет способность функционировать... В рассказе «Снега Олимпа» говорится: '«Дерево растет, пока держат корни, рыба стремится заполнить океаны икрой, чело век жадно вглядывается в недостижимые дали галактик. Все стремится к пределу и за пределі» Последние слова в какой-то мере характеризуют творчество Дмитрия Биленкина, его неустанный поиск. Поиск характеризует и творчество томи ча Виктора Колупаева, его новая повесть «Толстяк» над миром» нетрадиционна для научной фантастики и необычна для дан ного автора. Мы уже привыкли к тому, что книги'Колупаева населены хорошими людь ми, нашими современниками или людьми будущего; они попадают в удивительные обстоятельства, из которых выходят с че стью. «Толстяк» над миром» — произведение иного плана, возможно, с него начнется новый этап в творчестве талантливого фантаста — сегодня еще трудно судить об этом, но основания для раздумья есть. Автор намеренно избирает знакомую чи тателям научной фантастики систему обо значений: его персонажи называются Стра тег, Тактик, Звездочет... С первых строк настораживает подбор имен: все они так или иначе связаны с войной. Да и назва ние «Толстяк» напоминает нам о первой американской атомной бомбе... «Толспяк» — космический крейсер, в за дачу которого входит «Уничтожить! Вре зать!». «В случае чего... первый выстрел в воздух, второй — по ногам, третий — сами понимаете...» Как не понять! Мало ли в со временности таких «крейсеров», чьей зада чей является подавление, уничтожение, наведение порядка и прочая и прочая... «Толстяк» прилетает к чужой планете из далекого космоса. Цель полета — подчине ние либо искоренение. Колупаев с боль шой изобретательностью показывает ход атаки. Его космические пираты владеют богатейшим арсеналом средств массового поражения: арбалеты, пушки, механиче ские огнедышащие скакуны... Интересно, почему же в произведении о космосе со бран средневековый арсенал? Автору важно показать уровень мышле ния своих персонажей. Пока они мыслят как наши далекие предки. Пожалуй, пото му-то у них и остаются все вышедшие из употребления предметы, что иного они во образить не могут. Были испокон веков пушки — остались пушки, но с большей убойной силой. Были скакуны — остались скакуны, хотя и металлические. Сами по себе и персонажи, и ситуации уже достаточны для того, чтобы научно- фантастическое произведение состоялось. Главное здесь — совсем иное. Как и Би ленкин, Колупаев переходит от стреми тельного действия в мир моральных проб лем. Среди членов экипажа наше внимание привлекают двое — Дурашка, прямой пото мок небезызвестного «мальчика для битья» у Марка Твена, и Неприметный — фигура более сложная. Он олицетворяет те силы, которые в газетах сегодня попадают под рубрику «За кулисами событий». Именно Неприметный определяет ход событий, стимулирует новые разрушения, исподтиш ка направляет руку убийц. Неприметного уже ничто не изменит — слишком велика в нем страсть к власти. ...Прилетели, натворили дел. Кончилась сказка? Отнюдь нет, только начинается. Как часто мы испытываем желание на чать все сначала, сделать неудавшееся по- новому, стереть из памяти воспоминание, от которого становится и мучительно, и стыдно! Пока что такое случается лишь в научной фантастике. Показав разрушения и беды, писатель дает экипажу возможность пережить все заново. За минувшее время люди одумались, их взгляды изменились, им стало стыдно. Солдаты перестали быть марионетками — они превратились в лично стей, в мыслящих людей. Автор дает им «вторую попытку». Теперь цель крейсера — «искать братьев по разуму!.. Вступать с ними в контакт! Добиваться взаимовыгодного сотрудниче ства». Исчезает Неприметный, бывший Ду рашка превратился в Умницу... События снова проигрываются перед читателем, во оруженных стычек нет и быть не может, все кончается счастливо. Как же это полу чилось? Очень просто, разъясняет автор. Плане та защищала себя, но не путем контрата ки или других радикальных мер. Пришель цам позволили пережить привычный ход событий и затем вернули к исходной точке. В конце замысел проступает вполне чет ко: планета, над которой летал крейсер,— Земля, удаленная от нас на несколько ве ков вперед. Люди, помогающие экипажу найти иной путь,— наши потомки. Главные их качества — доброта, желание помочь, понимание. К. МИЛОВ ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2