Сибирские огни, 1981, № 2

у книжной полки 191 В рассказе «Гениальный дом» герои ока­ зываются запертыми в доме, который со­ четает в себе все мыслимые и немысли­ мые удобства. Повествование искрится юмором, автор не скупится на гротескные ситуации. Создателям «гениального дома» становится стыдно перед домом: стремясь к максимальной эффективности, они сов­ сем забыли о том, для чего собственно строятся жилые здания. Мальчик — герой рассказа «Создан, чтобы летать» — впер­ вые в жизни понимает, как он был не прав, применяя к машине человеческие мерки: кибер Іювинуется ему — человеку — и те­ ряет способность функционировать... В рассказе «Снега Олимпа» говорится: '«Дерево растет, пока держат корни, рыба стремится заполнить океаны икрой, чело­ век жадно вглядывается в недостижимые дали галактик. Все стремится к пределу и за пределі» Последние слова в какой-то мере характеризуют творчество Дмитрия Биленкина, его неустанный поиск. Поиск характеризует и творчество томи­ ча Виктора Колупаева, его новая повесть «Толстяк» над миром» нетрадиционна для научной фантастики и необычна для дан­ ного автора. Мы уже привыкли к тому, что книги'Колупаева населены хорошими людь­ ми, нашими современниками или людьми будущего; они попадают в удивительные обстоятельства, из которых выходят с че­ стью. «Толстяк» над миром» — произведение иного плана, возможно, с него начнется новый этап в творчестве талантливого фантаста — сегодня еще трудно судить об этом, но основания для раздумья есть. Автор намеренно избирает знакомую чи­ тателям научной фантастики систему обо­ значений: его персонажи называются Стра­ тег, Тактик, Звездочет... С первых строк настораживает подбор имен: все они так или иначе связаны с войной. Да и назва­ ние «Толстяк» напоминает нам о первой американской атомной бомбе... «Толспяк» — космический крейсер, в за­ дачу которого входит «Уничтожить! Вре­ зать!». «В случае чего... первый выстрел в воздух, второй — по ногам, третий — сами понимаете...» Как не понять! Мало ли в со­ временности таких «крейсеров», чьей зада­ чей является подавление, уничтожение, наведение порядка и прочая и прочая... «Толстяк» прилетает к чужой планете из далекого космоса. Цель полета — подчине­ ние либо искоренение. Колупаев с боль­ шой изобретательностью показывает ход атаки. Его космические пираты владеют богатейшим арсеналом средств массового поражения: арбалеты, пушки, механиче­ ские огнедышащие скакуны... Интересно, почему же в произведении о космосе со­ бран средневековый арсенал? Автору важно показать уровень мышле­ ния своих персонажей. Пока они мыслят как наши далекие предки. Пожалуй, пото­ му-то у них и остаются все вышедшие из употребления предметы, что иного они во­ образить не могут. Были испокон веков пушки — остались пушки, но с большей убойной силой. Были скакуны — остались скакуны, хотя и металлические. Сами по себе и персонажи, и ситуации уже достаточны для того, чтобы научно- фантастическое произведение состоялось. Главное здесь — совсем иное. Как и Би­ ленкин, Колупаев переходит от стреми­ тельного действия в мир моральных проб­ лем. Среди членов экипажа наше внимание привлекают двое — Дурашка, прямой пото­ мок небезызвестного «мальчика для битья» у Марка Твена, и Неприметный — фигура более сложная. Он олицетворяет те силы, которые в газетах сегодня попадают под рубрику «За кулисами событий». Именно Неприметный определяет ход событий, стимулирует новые разрушения, исподтиш­ ка направляет руку убийц. Неприметного уже ничто не изменит — слишком велика в нем страсть к власти. ...Прилетели, натворили дел. Кончилась сказка? Отнюдь нет, только начинается. Как часто мы испытываем желание на­ чать все сначала, сделать неудавшееся по- новому, стереть из памяти воспоминание, от которого становится и мучительно, и стыдно! Пока что такое случается лишь в научной фантастике. Показав разрушения и беды, писатель дает экипажу возможность пережить все заново. За минувшее время люди одумались, их взгляды изменились, им стало стыдно. Солдаты перестали быть марионетками — они превратились в лично­ стей, в мыслящих людей. Автор дает им «вторую попытку». Теперь цель крейсера — «искать братьев по разуму!.. Вступать с ними в контакт! Добиваться взаимовыгодного сотрудниче­ ства». Исчезает Неприметный, бывший Ду­ рашка превратился в Умницу... События снова проигрываются перед читателем, во­ оруженных стычек нет и быть не может, все кончается счастливо. Как же это полу­ чилось? Очень просто, разъясняет автор. Плане­ та защищала себя, но не путем контрата­ ки или других радикальных мер. Пришель­ цам позволили пережить привычный ход событий и затем вернули к исходной точке. В конце замысел проступает вполне чет­ ко: планета, над которой летал крейсер,— Земля, удаленная от нас на несколько ве­ ков вперед. Люди, помогающие экипажу найти иной путь,— наши потомки. Главные их качества — доброта, желание помочь, понимание. К. МИЛОВ ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2