Сибирские огни, 1981, № 2
190 У книжной ПОЛКИ нет, наоборот, он подводит к пониманию, что это только начало, первый этап борь бы за разумное использование северной природы во имя человека. Книга подводит к тому, чтобы мы, направляясь в высотные широты, работать ли, путешествовать ли туристом, говорили себе: осторожно, пе ред тобой Север, убереги егоі Книга со вкусом оформлена, хорошо от редактирована. Я с готовностью рекомен дую ее самому требовательному читателю. 3. АНАТОЛЬЕВ Дмитрий Биленкин. Снега Олимпа. Научно- фантастические рассказы. М., «Молодая гвардия», 1980. Виктор Колупаев. «Толстяк» над миром. «Уральский следопыт», №№ 6, 7, 1980. Дмитрия Биленкина часто называют «фантастом идеи»: у него нет ни одного произведения, написанного ради внешней занимательности, демонстрация возможно стей научной фантастики для него никогда не является самоцелью. Однако только идеями дело не исчерпывается. Сборник «Снега Олимпа», где собраны рассказы разных лет, уже публиковавшиеся в пери одике, представляет нам «фантаста идеи» и как талантливого писателя. Книгу нельзя разбить на разделы по сходству тем или проблем, мы быстро убеждаемся, что такая задача невыполни ма: каждый раз — это и новая тема, и но вая идея, и даже разные жанры — от де тектива до юморески. Дмитрий Биленкин специально выбирает не только будничные ситуации, но и давно знакомые читателю фантастические эле менты будущего. Мастерство, изобрета тельность писателя наиболее ярко прояв ляются как раз в таких, внешне привычных, сюжеУах. Что странного может произойти с совре менным служащим? В одном случае герои едут на рыбалку, в другом — въезжают в новую квартиру, в третьем — ничего не де лают, а необычное все же происходит. Причем происходит совершенно по-разно му. Люди могут не заметить чуда («Прак тика воображения») или не поверить в не го («Дырка в стене»), Маиважнейшая мысль воплотилась в рассказе «Время Тукина» — не самом удачном с литературной точки зрения, но безусловно интересном благо даря заключенной в нем идее. У обычного человека, нашего современ ника, начинают пропадать... дни: проснул ся утром и обнаружил, что уже послезавт ра! Рисуя переживания героя, Биленкин показывает эволюцию его чувств. Недове рие, недоумение, страх... привычка. «Да и кому он там был нужен, если он не был нужен даже самому себе?» — поясняет автор. Его рассказ реализует слова о по терянном времени: человек, жизнь кото рого проходит понапрасну, который нико му не приносит ни пользы, ни вреда, начи нает буквально терять время — дни, недели, месяцы жизни... С временем связан и один из рассказов, посвященных будущему. Ученые изобре тают прибор, позволяющий заглянуть в прошлое («Видящий нас»). Изобретатель Игнатьев и его друг наблюдают за судьбой знаменитой «Девочки с персиками». Одна ко в самый увлекательный момент ученый кричит: «Нельзя!.. Слишком интимноі..» Разными средствами, ненавязчиво автор заставляет нас задуматься о морально-эти ческих аспектах, о двух сторонах любого научного изобретения. Не должно быть науки и техники самих по себе — они дол жны служить людям. Совсем другие морально-этические проб лемы возникают в рассказе «Операция на совести», написанном лаконично и безжа лостно. В одной из капиталистических стран проводят операцию на совести: маленьким детям вживляют в головы датчики, с пог мощью которых они научатся НЕ думать, НЕ сострадать, НЕ протестовать,— они пре вратятся в безмолвных, бездушных робо тов — винтиков государственной машины. Повествование воспринимаемся почти как хроника: об опытах по контролю над моз говой деятельностью пишут «сегодня в на учной прессе. Фантаст «чуть-чуть» усили вает накал событий за счет своего допуще ния— но как много значит т іа сей раз «чуть-чуть»1 Раздумьям о роли науки, .об особенно стях научного мышления посвящен рассказ «Мгновение чуда»; о любви инженера и художницы будущего повествует «Празд ник неба». В детективе «Земные приман ки» в роли преступника выступают незем ные существа, поглощающие — ворую щие!— энергию Земли. Действие некоторых рассказов происхо дит в космосе, но героями «*іх выступают люди, и главный интерес автор видит в ис следовании человеческого характера, по ставленного в необычные обстоятельства. Особенно характерен рассказ «Звездный аквариум». «Все бесполезно, а потому из двух бесполезностей надо выбирать луч шую»,— решает герой, космонавт Петров, потерпевший аварию и оказавшийся на ни кому неведомом астероиде. Сколько геро ев научной фантастики уже терпело ава рию и в одиночестве сидело на астероиде? Тысячи... Биленкину и здесь удается сказать новое. Дело в том, что его занимает опять-таки человек и лишь потом — исключительные обстоятельства, в которые он поместил своего героя. Петров решает сложную за дачу, ему приходится вспомнить все свои познания в области точных наук, иногда же он своим умом доходит до того, что давно открыто, но ему неизвестно в силу специфики образования. После крушения корабля главное для него — преодолеть отчаяние, безысходность. Затем на смену желанию дожить свои дни*в «звездном ак вариуме» приходит желание добраться до людей. У Биленкина человек всегда может вырваться из экстремальных условий, разо рвать круг одиночества, поставленный при родой или людьми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2