Сибирские огни, 1981, № 2

190 У книжной ПОЛКИ нет, наоборот, он подводит к пониманию, что это только начало, первый этап борь­ бы за разумное использование северной природы во имя человека. Книга подводит к тому, чтобы мы, направляясь в высотные широты, работать ли, путешествовать ли туристом, говорили себе: осторожно, пе­ ред тобой Север, убереги егоі Книга со вкусом оформлена, хорошо от­ редактирована. Я с готовностью рекомен­ дую ее самому требовательному читателю. 3. АНАТОЛЬЕВ Дмитрий Биленкин. Снега Олимпа. Научно- фантастические рассказы. М., «Молодая гвардия», 1980. Виктор Колупаев. «Толстяк» над миром. «Уральский следопыт», №№ 6, 7, 1980. Дмитрия Биленкина часто называют «фантастом идеи»: у него нет ни одного произведения, написанного ради внешней занимательности, демонстрация возможно­ стей научной фантастики для него никогда не является самоцелью. Однако только идеями дело не исчерпывается. Сборник «Снега Олимпа», где собраны рассказы разных лет, уже публиковавшиеся в пери­ одике, представляет нам «фантаста идеи» и как талантливого писателя. Книгу нельзя разбить на разделы по сходству тем или проблем, мы быстро убеждаемся, что такая задача невыполни­ ма: каждый раз — это и новая тема, и но­ вая идея, и даже разные жанры — от де­ тектива до юморески. Дмитрий Биленкин специально выбирает не только будничные ситуации, но и давно знакомые читателю фантастические эле­ менты будущего. Мастерство, изобрета­ тельность писателя наиболее ярко прояв­ ляются как раз в таких, внешне привычных, сюжеУах. Что странного может произойти с совре­ менным служащим? В одном случае герои едут на рыбалку, в другом — въезжают в новую квартиру, в третьем — ничего не де­ лают, а необычное все же происходит. Причем происходит совершенно по-разно­ му. Люди могут не заметить чуда («Прак­ тика воображения») или не поверить в не­ го («Дырка в стене»), Маиважнейшая мысль воплотилась в рассказе «Время Тукина» — не самом удачном с литературной точки зрения, но безусловно интересном благо­ даря заключенной в нем идее. У обычного человека, нашего современ­ ника, начинают пропадать... дни: проснул­ ся утром и обнаружил, что уже послезавт­ ра! Рисуя переживания героя, Биленкин показывает эволюцию его чувств. Недове­ рие, недоумение, страх... привычка. «Да и кому он там был нужен, если он не был нужен даже самому себе?» — поясняет автор. Его рассказ реализует слова о по­ терянном времени: человек, жизнь кото­ рого проходит понапрасну, который нико­ му не приносит ни пользы, ни вреда, начи­ нает буквально терять время — дни, недели, месяцы жизни... С временем связан и один из рассказов, посвященных будущему. Ученые изобре­ тают прибор, позволяющий заглянуть в прошлое («Видящий нас»). Изобретатель Игнатьев и его друг наблюдают за судьбой знаменитой «Девочки с персиками». Одна­ ко в самый увлекательный момент ученый кричит: «Нельзя!.. Слишком интимноі..» Разными средствами, ненавязчиво автор заставляет нас задуматься о морально-эти­ ческих аспектах, о двух сторонах любого научного изобретения. Не должно быть науки и техники самих по себе — они дол­ жны служить людям. Совсем другие морально-этические проб­ лемы возникают в рассказе «Операция на совести», написанном лаконично и безжа­ лостно. В одной из капиталистических стран проводят операцию на совести: маленьким детям вживляют в головы датчики, с пог мощью которых они научатся НЕ думать, НЕ сострадать, НЕ протестовать,— они пре­ вратятся в безмолвных, бездушных робо­ тов — винтиков государственной машины. Повествование воспринимаемся почти как хроника: об опытах по контролю над моз­ говой деятельностью пишут «сегодня в на­ учной прессе. Фантаст «чуть-чуть» усили­ вает накал событий за счет своего допуще­ ния— но как много значит т іа сей раз «чуть-чуть»1 Раздумьям о роли науки, .об особенно­ стях научного мышления посвящен рассказ «Мгновение чуда»; о любви инженера и художницы будущего повествует «Празд­ ник неба». В детективе «Земные приман­ ки» в роли преступника выступают незем­ ные существа, поглощающие — ворую­ щие!— энергию Земли. Действие некоторых рассказов происхо­ дит в космосе, но героями «*іх выступают люди, и главный интерес автор видит в ис­ следовании человеческого характера, по­ ставленного в необычные обстоятельства. Особенно характерен рассказ «Звездный аквариум». «Все бесполезно, а потому из двух бесполезностей надо выбирать луч­ шую»,— решает герой, космонавт Петров, потерпевший аварию и оказавшийся на ни­ кому неведомом астероиде. Сколько геро­ ев научной фантастики уже терпело ава­ рию и в одиночестве сидело на астероиде? Тысячи... Биленкину и здесь удается сказать новое. Дело в том, что его занимает опять-таки человек и лишь потом — исключительные обстоятельства, в которые он поместил своего героя. Петров решает сложную за­ дачу, ему приходится вспомнить все свои познания в области точных наук, иногда же он своим умом доходит до того, что давно открыто, но ему неизвестно в силу специфики образования. После крушения корабля главное для него — преодолеть отчаяние, безысходность. Затем на смену желанию дожить свои дни*в «звездном ак­ вариуме» приходит желание добраться до людей. У Биленкина человек всегда может вырваться из экстремальных условий, разо­ рвать круг одиночества, поставленный при­ родой или людьми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2