Сибирские огни, 1981, № 2

1 8 5 ходимость этих преобразований. Редакции получили множество писем от читателей и опубликовали целую серию материалов. Выступления прессы явились предметом обсуждения в ЦК КПСС и Совете Минист­ ров СССР. В результате были разработаны й утверждены план полезащитного лесо­ разведения, комплекс мер по борьбе с эрозией почвы, по обводнению и ороше­ нию Кулундинской степи, план жилищно­ го, культурно-бытового строительства и социального развития этой засушливой зоны. В книге отмечается стремление выявить существенные критерии эффективного вли­ яния средств массовой информации на поведение личности. Этой проблеме по­ священы прежде всего такие разделы ра­ боты, как «Человек в мире сообщений», «Информационные интересы и воспитание личности», «Узы, соединяющие личность с государством». Объектом внимания читателей, слушате­ лей, зрителей становятся те источники, которые способны удовлетворить их за­ просы. А сами эти запросы во многом оп­ ределяются духовным миром личности. В этом мире можно выделить две подси­ стемы интересов личности — интегратив­ ную и дифференцированную. В книге да­ ется понятие этих подсистем. Интегратив­ ный интерес является отражением соци­ альной доминанты, группируя те запросы, которые объединяют индивидов одной социальной группы, одного общества. Он характеризует личность, как живущую ин­ тересами народа, коллектива, куда она включена. Структура дифференциального интереса выражает индивидуальные осо­ бенности' личности и неповторимый мир с самыми различными увлечениями и привя­ занностями. Нельзя не согласиться с авто­ ром, что «наиболее гармоничное развитие личность получает при оптимизации раз­ вития ее подсистем, стало быть, при опти­ мизации функционирования и развития интегративного и дифференцированного интересов». Есть в книге и попытка систематизиро­ вать некоторые процессы коммуникации, в том числе выявить и представить в виде формулы эффективность массовой инфор­ мации и пропаганды. / Стремление к математизации само по себе явление положительное, хотя и сам автор отмечает, что использование мате­ матического аппарата дело новое и до­ вольно затруднительное в такой области, как духовный мир человека и его инфор­ мационное поле. В заключительной части работы автор анализирует те обстоятельства и условия, которые способствуют информации в ис­ полнении ею свгіей исторической миссии — служить прогрессу, всестороннему вос­ питанию, социальной активности личности в деле коммунистического строительства. В то же время выявляются и те факторы, которые необходимо упорядочить в ин­ формационном потоке с целью более дей­ ственного влияния на формирование ново­ го человека. Правда, этой стороне иссле­ дования отводится незначительное место, и от автора следует ожидать новых обоб­ щений, которые учитывали бы более все­ сторонне те социальные связи, раскрытие и поддержка которых средствами массовой информации всемерно утверждала бы ценности социалистического образа жизни. А. ОРЕХОВСКИЙ, кандидат философских наук. Р. Г. Яновский. Формирование личности ученого в условиях развитого социализма. Новосибирск, «Наука», 1979. Все больше становится исследователей, стремящихся как можно полнее и ярче выявить политические, нравственные, миро­ воззренческие черты советского ученого: его партийность, чувство коллективизма в науке, -гражданственность и преданность делу коммунизма. В то же время буржуазные социологи и философы в своих «трудах» весьма охотно фальсифицируют социальную структуру социалистического общества. В этой борьбе буржуазные идеологи нашли общий язык с современными реви­ зионистами. И те, и другие стремятся до­ казать, что на данном этапе рабочий класс уже не является революционной силой. Тем самым они хотят опровергнуть марк­ систское положение о всемирно-истори­ ческой миссии рабочего класса. По их мнению, «новой» революционной силой стала интеллигенция. Фактической основой для таких «выводов» явился быстрый ко­ личественный рост занятых в сфере нау­ ки, управления и организации, а основой концептуальной — современные технокра­ тические и ревизионистские теории о пу­ тях и перспективах общественного раз­ вития. В своих утверждениях некоторые тео­ ретики «постиндустриального общество» доходят' до того, что, дескать, процесс возникновения «научно-технической эли­ ты», обладающей всей полнотой власти а обществе, имеет место не только в стра­ нах Запада, но и в Советском Союзе. Они исходят из тезиса о конвергенции социа­ листического и капиталистического об­ ществ. Возник этот тезис в условиях совре­ менной научно-технической революции на основе известного «технологического сход­ ства» капитализма и социализма, как раз­ витых индустриальных систем. Значительным событием в идеологиче­ ской борьбе с подобными буржуазными концепциями является книга Рудольфа Григорьевича Яновского «Формирование личности ученого в условиях развитого со­ циализма». Обстоятельно и аргументиро­ ванно в ней доказывается несостоятель­ ность рассуждений буржуазных идеологов и пропагандистов об интеллигенции как о «новом правящем классе» в социалистиче­ ском обществе. Р. Г. Яновский пишет; «Теоретики техно­ кратии утверждают, что в СССР произо­ шло отстранение рабочего класса и КПСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2