Сибирские огни, 1981, № 2
1 8 5 ходимость этих преобразований. Редакции получили множество писем от читателей и опубликовали целую серию материалов. Выступления прессы явились предметом обсуждения в ЦК КПСС и Совете Минист ров СССР. В результате были разработаны й утверждены план полезащитного лесо разведения, комплекс мер по борьбе с эрозией почвы, по обводнению и ороше нию Кулундинской степи, план жилищно го, культурно-бытового строительства и социального развития этой засушливой зоны. В книге отмечается стремление выявить существенные критерии эффективного вли яния средств массовой информации на поведение личности. Этой проблеме по священы прежде всего такие разделы ра боты, как «Человек в мире сообщений», «Информационные интересы и воспитание личности», «Узы, соединяющие личность с государством». Объектом внимания читателей, слушате лей, зрителей становятся те источники, которые способны удовлетворить их за просы. А сами эти запросы во многом оп ределяются духовным миром личности. В этом мире можно выделить две подси стемы интересов личности — интегратив ную и дифференцированную. В книге да ется понятие этих подсистем. Интегратив ный интерес является отражением соци альной доминанты, группируя те запросы, которые объединяют индивидов одной социальной группы, одного общества. Он характеризует личность, как живущую ин тересами народа, коллектива, куда она включена. Структура дифференциального интереса выражает индивидуальные осо бенности' личности и неповторимый мир с самыми различными увлечениями и привя занностями. Нельзя не согласиться с авто ром, что «наиболее гармоничное развитие личность получает при оптимизации раз вития ее подсистем, стало быть, при опти мизации функционирования и развития интегративного и дифференцированного интересов». Есть в книге и попытка систематизиро вать некоторые процессы коммуникации, в том числе выявить и представить в виде формулы эффективность массовой инфор мации и пропаганды. / Стремление к математизации само по себе явление положительное, хотя и сам автор отмечает, что использование мате матического аппарата дело новое и до вольно затруднительное в такой области, как духовный мир человека и его инфор мационное поле. В заключительной части работы автор анализирует те обстоятельства и условия, которые способствуют информации в ис полнении ею свгіей исторической миссии — служить прогрессу, всестороннему вос питанию, социальной активности личности в деле коммунистического строительства. В то же время выявляются и те факторы, которые необходимо упорядочить в ин формационном потоке с целью более дей ственного влияния на формирование ново го человека. Правда, этой стороне иссле дования отводится незначительное место, и от автора следует ожидать новых обоб щений, которые учитывали бы более все сторонне те социальные связи, раскрытие и поддержка которых средствами массовой информации всемерно утверждала бы ценности социалистического образа жизни. А. ОРЕХОВСКИЙ, кандидат философских наук. Р. Г. Яновский. Формирование личности ученого в условиях развитого социализма. Новосибирск, «Наука», 1979. Все больше становится исследователей, стремящихся как можно полнее и ярче выявить политические, нравственные, миро воззренческие черты советского ученого: его партийность, чувство коллективизма в науке, -гражданственность и преданность делу коммунизма. В то же время буржуазные социологи и философы в своих «трудах» весьма охотно фальсифицируют социальную структуру социалистического общества. В этой борьбе буржуазные идеологи нашли общий язык с современными реви зионистами. И те, и другие стремятся до казать, что на данном этапе рабочий класс уже не является революционной силой. Тем самым они хотят опровергнуть марк систское положение о всемирно-истори ческой миссии рабочего класса. По их мнению, «новой» революционной силой стала интеллигенция. Фактической основой для таких «выводов» явился быстрый ко личественный рост занятых в сфере нау ки, управления и организации, а основой концептуальной — современные технокра тические и ревизионистские теории о пу тях и перспективах общественного раз вития. В своих утверждениях некоторые тео ретики «постиндустриального общество» доходят' до того, что, дескать, процесс возникновения «научно-технической эли ты», обладающей всей полнотой власти а обществе, имеет место не только в стра нах Запада, но и в Советском Союзе. Они исходят из тезиса о конвергенции социа листического и капиталистического об ществ. Возник этот тезис в условиях совре менной научно-технической революции на основе известного «технологического сход ства» капитализма и социализма, как раз витых индустриальных систем. Значительным событием в идеологиче ской борьбе с подобными буржуазными концепциями является книга Рудольфа Григорьевича Яновского «Формирование личности ученого в условиях развитого со циализма». Обстоятельно и аргументиро ванно в ней доказывается несостоятель ность рассуждений буржуазных идеологов и пропагандистов об интеллигенции как о «новом правящем классе» в социалистиче ском обществе. Р. Г. Яновский пишет; «Теоретики техно кратии утверждают, что в СССР произо шло отстранение рабочего класса и КПСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2