Сибирские огни, 1981, № 2

П А Р Т И Й Н О С Т Ь И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Е О С М Ы С Л Е Н И Е Ж И З Н И 18! тябрьская революция? Высшей целью ее как раз и было появление и развитие но­ вого человека. Мы все признаем эту высшую цель в общих лозунгах и в наших соб­ ственных речах; так стоит ли возмущаться, когда критик призывает литературу к конкретным поискам первоначальных черт этого человека, воспитываемого новым обществом свыше шестидесяти лет. Этот призыв необходим, ибо текущая литература еще не дала типической фигу­ ры такой мощи и глубины, как Григорий Мелехов, не сконцентрировала с такой яр­ костью и динамичностью черты нового человека нашей, послевоенной эпохи, как это сделал Н. Островский в своем Павке Корчагине. Правда, А. Горшенин требует не только открытия нового типа, но и новых чувств, еще не изведанных людьми, при этом ссылается на авторитет Л. Н. Толстого, на его слова, что «истинное произведение искусства есть только то, которое пере­ дает чувства новые, не испытанные людьми». Эта фраза, сама по себе, вызывает смущение оттого, что ловишь себя на не­ согласии с самим Львом Толстым. А как же быть с чувствами Анны Карениной и Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Нехлюдова? Они ведь такие узнаваемые, они «заражают», как говорил Толстой, потрясают миллионы читателей именно пото­ му, что подобные переживания испытаны людьми. А ревность Отелло, очищающая реальных ревнивцев осознанием своей несправедливости? А трагические метания Мелехова, испытанные сотнями тысяч крестьян и интеллигентов в годы гражданской войны, а в общечеловеческом плане испытываемые в менее экстремальных ситуаци­ ях, в той или иной степени, всеми людьми? Да откуда же писатель вообще может взять чувства, которые никем не испытаны? Но дело в том, что эту фразу Л. Н. Толстого нельзя вырывать из контекста. В трактате «Что такое искусство?», откуда взяты эти слова, Толстой говорит: «Разно­ образие чувств, вытекающих из религиозного сознания, бесконечно, и все они новы, потому что религиозное сознание есть не что иное, как указание нового творящего­ ся отношения человека к миру, тогда как чувства, вытекающие из желания наслаж­ дения, не только ограничены, но давным-давно изведаны и выражены». Ну, кажется, после такого приведения неизведанных чувств к знаменателю ре­ лигиозного сознания, нам, марксистам, тут делать нечего. Но Толстой есть Толстой, и мы давно привыкли под свойственной ему религиозной оболочкой находить нечто большее. Как он сам определяет это’ «религиозное сознание»? «Человечество не пере­ ставая движется,— пишет он,— от низшего, более частного и менее ясного к высше­ му, более общему и более ясному пониманию жизни. И как во всяком движении, и в этом движении есть передовые: есть люди, яснее других понимающие смысл жизни... Религии суть указатели того высшего, доступного в данное время и в дан­ ном обществе лучшим, передовым людям, понимания жизни, к которому неизбежно и неизменно приближаются все остальные люди этого общества»- Если заменить олово «религии» на слово «передовое сознание», то мы пол­ ностью примем эту формулу Толстого. Не правда ли? В частности, в этом трактате он противопоставляет патриотическому чувству родины, как чувству уже осознанно­ му, распространенному, чувство братства всех людей на земле, как чувство, еще не изведанное человечеством. Толстой ставит перед литературой гигантскую задачу — улавливать не только вечные личные переживания, свойственные каждому индивидуму, но и новые обще­ ственные чувства, которые впервые рождаются только с прогрессом общества. Таких великих исканий еще недостаёт текущей литературе. Вполне ли исследовано нами, писателями, хотя бы такое небывалое в истории общественное чувство, как чувство новой исторической общности — советского народа, когда при расцвете националь­ ных черт одновременно слагаются общие для всех наций социалистические черты. Этот, пока единственный в мире, процесс нам еще предстоит раскрыть в новых ти­ пических образах. Мы все руководствуемся в своей творческой работе ленинским принципом партийности. Мы знаем, что буржуазные идеологи ведут яростнейшие атаки именно на этот принцип, Они уверяют, что его применение ведет к односторонности, задан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2