Сибирские огни, 1981, № 2
П А Р Т И Й Н О С Т Ь И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Е О С М Ы С Л Е Н И Е Ж И З Н И 18! тябрьская революция? Высшей целью ее как раз и было появление и развитие но вого человека. Мы все признаем эту высшую цель в общих лозунгах и в наших соб ственных речах; так стоит ли возмущаться, когда критик призывает литературу к конкретным поискам первоначальных черт этого человека, воспитываемого новым обществом свыше шестидесяти лет. Этот призыв необходим, ибо текущая литература еще не дала типической фигу ры такой мощи и глубины, как Григорий Мелехов, не сконцентрировала с такой яр костью и динамичностью черты нового человека нашей, послевоенной эпохи, как это сделал Н. Островский в своем Павке Корчагине. Правда, А. Горшенин требует не только открытия нового типа, но и новых чувств, еще не изведанных людьми, при этом ссылается на авторитет Л. Н. Толстого, на его слова, что «истинное произведение искусства есть только то, которое пере дает чувства новые, не испытанные людьми». Эта фраза, сама по себе, вызывает смущение оттого, что ловишь себя на не согласии с самим Львом Толстым. А как же быть с чувствами Анны Карениной и Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Нехлюдова? Они ведь такие узнаваемые, они «заражают», как говорил Толстой, потрясают миллионы читателей именно пото му, что подобные переживания испытаны людьми. А ревность Отелло, очищающая реальных ревнивцев осознанием своей несправедливости? А трагические метания Мелехова, испытанные сотнями тысяч крестьян и интеллигентов в годы гражданской войны, а в общечеловеческом плане испытываемые в менее экстремальных ситуаци ях, в той или иной степени, всеми людьми? Да откуда же писатель вообще может взять чувства, которые никем не испытаны? Но дело в том, что эту фразу Л. Н. Толстого нельзя вырывать из контекста. В трактате «Что такое искусство?», откуда взяты эти слова, Толстой говорит: «Разно образие чувств, вытекающих из религиозного сознания, бесконечно, и все они новы, потому что религиозное сознание есть не что иное, как указание нового творящего ся отношения человека к миру, тогда как чувства, вытекающие из желания наслаж дения, не только ограничены, но давным-давно изведаны и выражены». Ну, кажется, после такого приведения неизведанных чувств к знаменателю ре лигиозного сознания, нам, марксистам, тут делать нечего. Но Толстой есть Толстой, и мы давно привыкли под свойственной ему религиозной оболочкой находить нечто большее. Как он сам определяет это’ «религиозное сознание»? «Человечество не пере ставая движется,— пишет он,— от низшего, более частного и менее ясного к высше му, более общему и более ясному пониманию жизни. И как во всяком движении, и в этом движении есть передовые: есть люди, яснее других понимающие смысл жизни... Религии суть указатели того высшего, доступного в данное время и в дан ном обществе лучшим, передовым людям, понимания жизни, к которому неизбежно и неизменно приближаются все остальные люди этого общества»- Если заменить олово «религии» на слово «передовое сознание», то мы пол ностью примем эту формулу Толстого. Не правда ли? В частности, в этом трактате он противопоставляет патриотическому чувству родины, как чувству уже осознанно му, распространенному, чувство братства всех людей на земле, как чувство, еще не изведанное человечеством. Толстой ставит перед литературой гигантскую задачу — улавливать не только вечные личные переживания, свойственные каждому индивидуму, но и новые обще ственные чувства, которые впервые рождаются только с прогрессом общества. Таких великих исканий еще недостаёт текущей литературе. Вполне ли исследовано нами, писателями, хотя бы такое небывалое в истории общественное чувство, как чувство новой исторической общности — советского народа, когда при расцвете националь ных черт одновременно слагаются общие для всех наций социалистические черты. Этот, пока единственный в мире, процесс нам еще предстоит раскрыть в новых ти пических образах. Мы все руководствуемся в своей творческой работе ленинским принципом партийности. Мы знаем, что буржуазные идеологи ведут яростнейшие атаки именно на этот принцип, Они уверяют, что его применение ведет к односторонности, задан-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2