Сибирские огни, 1981, № 2
П А Р Т И Й Н О С Т Ь И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Е О С М Ы С Л Е Н И Е Ж И З Н И 179 Э. Шик в ответ на это замечает: «Кто всерьез будет оспаривать тезис об орга нической связи крупнейших явлений русской литературы — от Пушкина до Горького, даже до Леонова — с историческими катаклизмами нашего времени? Но нужно ли отводить этим бесспорным положениям добрую треть статьи?» Л. Якимова совер шенно по-другому смотрит на горшенинский обзор: «...он предлагает вниманию чи тателя свой конспект истории русской литературы от романтизма до наших дней, и перед глазами открывается удручающая картина исчерпанности историко-литера турного процесса, литературного тупика». Вот тебе небесспорные положения»! * В самом «конспекте истории» у А. Горшенина, при общей его бесспорности, есть места, не «подтверждаемые историческими фактами. Например, он утверждает, что «последовавшая после поражения декабристов реакция привела литературу к спаду». Он не «сообщает сроки, в течение которых продолжались и реакция, и спад. Что, те же пресловутые 5—10 лет, за которые трудно выявить принципиальные тен денции движения литературы? Реакция продолжалась все царствование Николая I, вплоть до поражения России в Крымской войне 1854—1855 годов. Так ведь за это время появитесь первые произведения Достоевского, Герцена, Тургенева, Гончаро ва, Салтыкова-Щедрина. Или, маокет быть, спад обнаружился сразу после поражения на Сенатской площади? Нсдаведь «Евгений Онегин» был закончен через пять лет после восстания, еще раньше {были созданы «Повести Белкина» и «Полтава», через шесть лет появи лись «Вечераг на хуторе близ Диканьки», а вскоре и «Старосветские помещики». На этот период (приходится творчество Лермонтова, в эту пору расцветает поэзия Тют чева. О каком* же спаде говорит критик? «Полтава» по сравнению с «Цыганами» или Гоголь по сравнению с Бестужевым-Марлинским — разве это спад? Но возражения Л. Якимовой вызвала не эта неточность. Она пишет: «...из создан ной автором «картины литературного развития видно, что о железную неодолимость затишья, безвременья, общественной стабилизации, ставших для литературы тормо зом, разбивается любая творческая инициатива. Однако не литературная жизнь за шла в тупик./В тупике оказалась творческая мысль критика». Подобный упрек, хотя и менее резко, посылает А. Горшенину, как было отме чено выше,, и Э. Шик по поводу «разрешения» классикой всех вопросов бытия. Значит есть нечто недоказанное в концепции А. Горшенина, если два уважаемых критика, оба кандидаты филологических наук, возражают против его выводов. Постараемся еще раз вникнуть в смысл высказываний А. Горшенина. «Портрет русского человека начал писать еще Пушкин и закончил Шолохов, поставив точку в этой колоссальной работе рассказом «Судьба человека»... Тради ционные пласты народного бытия, разрабатываемые почти два века, иссякают... И беловские Иваны Африканычи, и распутинские старухи, и иже с ними, безогово рочно поднятию на критический щит в качестве наиболее ярких героев современно сти_тоже история, осколок прошлой жизни, уходящего уклада... Они стали лишь подтверждением, пусть талантливым, но все-таки подтверждением тех выводов о сути русского крестьянина, которые век назад были сделаны великими русскими писателями... Необходимы поиски принципиально нового типа, нового героя литера туры, причем героя положительного, активного, отражавшего бы преобразователь ский пафос сегодняшней жизни». В этой длинной цитате я выписал все существенное, что характеризует кон цепцию А. Горшенина. Можно понять, почему выдвижение собственных концепций, если угодно — ги потез, в идеологической сфере, в том числе в литературной критике, всегда вызы вает острое отношение. Скажем, у астрономов могут кипеть страсти по поводу противоречащих друг другу космогонических гипотез, и это не взволнует массовое сознание, разве что вызовет любопытство у наиболее дотошных,— по причине бук вальной удаленности объекта спора от земли. А гипотезы в идеологии, касающиеся книг, которые у каждого стоят на полке, обязательно взволнуют умы, воздействуют на них в ту или иную сторону.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2