Сибирские огни, 1981, № 2
178 А . Н И К У Л Ь К О В ности, развитого мировоззрения. Древний девиз «познай1самого себя» как бы явля ется главной концепцией таких произведений. Во-вторых, этот герой, при бережно и тактично приписанных ему отдельных недостатках и слабостях, довольно безобидных и даже симпатичных, несет в себе главный заряд высокой нравственности и порядочности, на его долю приходится , основное количество благородных поступков. И в-третьих, точка зрения героя, его личный социальный опыт полностью господствует в качестве авторской концепции жизни. В романе А. Плетнева «Шахта» точка зрения Михаила Свешиева, деревенского парня со средним образованием, который после службы в армии стал шахтером, сливается с авторским мировосприятием, нигде автор не поднимается над своим героем, читатель призван смотреть на все, описанное в романе, (глазами Михаила Свешнева. И что же, в частности, получается? Главный инженер циахты Головкин, инженер по технике безопасности Комарец, начальник областного* управления Го сударственного горнотехнического надзора Горохов, даже бригадир Колыбаев, а заодно и директор совхоза Цымбаленко,— все эти инженеры и руководители люди плохие, далекие от рабочих интересов. Исключение делается только для начальника шахты Комарова, но — по строго социальному признаку. У Комарова и посейчас отеЦ— простой скотник в колхозе, а сам он всю юность бедовал, в 'Студентах но сил, как говорится, рямки, стесняясь городских сокурсников. Зато у главинжа Го- . ловкина, холодного, высокомерного человека, отец — управляющий трестом «Горск- уголь», мать — преподавательница музыки, «он не знал босоты». Естественно, Го ловкин оказывается личностью до того несостоявшейся, что кончает жизнь самоубийством. Страницы, посвященные Головкину, выделяются в романе своим примитивом, как ржавое пятно увядшей травы на зеленом поле. Это не исследование человеческого типа нашего времени, а осуждение малопонятного явления из малознакомого мира. По воле автора, несчастный интеллигентик Головкин задумывается: «Ведь, кро ме моей жизни, есть еще какая-то другая, непонятная мне, из которой пришли Кома ров и другие... Какая она?» Боже мой, да Михаилу Свешневу еще больше стоило бы задаться таким вопро сом, ибо ему так же непонятна жизнь, из которой пришел Головкин. До неге многое доходит смутно, словно сквозь сон: «Рассказывали, что Комарца не однажды раз бирали на партийных собраниях за формальный подход к делу»... Глухо это у Ми хаила. А Комарец так и остается формалистом, а нам так и невдомек, почему это Комаров не может справиться с Комарцом. А возможно, и не надо справляться, потому что в технике безопасности как раз и нужен формализм, мелочная регла ментация, иначе не оберешься аварий и жертв. Писателю, взявшемуся за такой панорамный жанр, как роман, просто необхо димо выходить за рамки личных впечатлений, заниматься исследованием той, «дру гой», «непонятной» ему жизни. А пока во многом осталась «непонятной» для авто ра «надземная» жизнь, даже на не очень большой высоте руководства шахтой. А Плетнев впечатляюще, художественно воплотил свой непосредственный жизнен ный опыт, но не поднялся на следующую необходимую ступень — исследование тех сторон действительности, которые в его непосредственный опыт не вошли про никновение в те характеры, которые далеки от его личной жизни и взаимосвязей. Без этого значительного романа не напишешь. А. Горшенин, солидаризуясь с В. Шапошниковым по поводу малого количест ва шедевров в наши дни, старается в статье «На путях в незнаемое» найти этому историческое объяснение. «Отчего зависят взлеты и падения литературы? — пишет он,— Невозможно ответить на данный вопрос однозначно. Он включает в себя це лый комплекс взаимосвязанных причин, важнейшая из которых — неразрывная связь с историческим развитием той страны, того народа, выразителем которого данная литература является,— прослеживается особенно четко». Критик иллюстрирует это положение кратким обзором истории -русской литературы от декабристов до наших »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2