Сибирские огни, 1981, № 2
162 А К А Д Е М И К М . А . Л А В Р Е Н Т Ь Е В долго. И тогда мы впервые попробовали использовать для этой цели взрыв. Сотруд ники института А. А. Дерибас, Ю. А. Три- шин, Е. И. Биченков быстро провели нуж ный опыт. Обработанная взрывом стрелка была поставлена на путь и через полгода стало ясно, что она может служить почти в два раза дольше, чем обычно. Конечно, это было не так просто. Потребовалось тщательное исследование воздействия взрыва на материал сердечника, конструи рование специальных взрывных камер. Упрочненные в лаборатории сердечники (а их было больше тысячи) прошли испытание практически на всех дорогах страны. Эта работа завершилась пуском на Но восибирском стрелочном заводе первого в нашей стране (и в мире) опытно-про мышленного цеха по упрочнению изделий во взрывных камерах. Весь цикл обработ ки сердечника занимает 25 минут. Стой-» кость изделий возрастает в полтора раза. Каждая такая камера — а их сейчас шесть — может экономить в год до мил лиона рублей. А весь цех обошелся в 2,5 миллиона рублей. Прекрасно, не прав да ли? Но когда я читаю об этом на первых по лосах центральных газет, меня не оставля ет чувство горечи. Я не могу забыть, каким тернистым, каким бессмысленно долгим оказался путь от первых партий крестовин, упрочненных взрывом, до специального цеха на Новосибирском стрелочном заво де. Сейчас даже стыдно называть эту циф ру: от разработки технологии до ее запус ка на заводе прошло 15 лет! Испытания, обсуждения, изучение, рецензирование — то в отраслевом НИИ, то в главке, то в министерстве; едва выбили средства на проектирование цеха, а тут оказалось, что нет свободных проектировщиков... Из-за бюрократической волокиты наше государ ство, обладающее самой мощной в мире железнодорожной сетью, потеряло мил лионы, десятки миллионов рублей. Теперь упрочнение взрывом увереннее продвигается в промышленность. С его помощью можно увеличивать стойкость экскаваторных зубьев, бульдозерных но жей, рабочих органов дробилок. Такие участки уже работают на Кузнецком ме таллургическом комбинате, в Кривом Роге, в Мирном. Разработка метода упрочнения случайно привела к новому научно-техническому от крытию. Желая усилить эффект и изба виться от возможных при взрыве наруше ний поверхности металла, попробовали упрочнять стрелку, метая на нее взрывом металлическую пластину. При опытах не ожиданно обнаружилось, что иногда ме таллическая пластина намертво прилипает, приваривается к стрелке. С этим нежела тельным эффектом пытались бороться, но отодрать пластину от стрелки часто было абсолютно невозможно. Однажды во вре мя осмотра такого образца в лаборато рию зашел сотрудник из отдела прочнос ти, посмотрел и воскликнул: «Товарищи, это же новый метод сваркиі» Оценка, дан ная этому явлению специалистом по проч ности, хорошо знакомым с обычной свар кой, сыграла огромную роль и явилась примером того, как важно в коллективе (или рядом) иметь ученых и практиков разных специальностей. За разработку теории и практики сварки взрывом взялась лаборатория А. А. Дери баса. Случайно сделанное открытие оказа лось настоящим рогом изобилия новых технологий. Появилась возможность созда вать с помощью взрыва новые многослой ные материалы, сочетающие механическую прочность с химической стойкостью, анти коррозийной устойчивостью и другими ценными качествами. В 1964 году Институтом гидродинамики совместно с Кузнецким металлургическим комбинатом была изготовлена первая опытно-промышленная партия биметалли ческих заготовок — малоуглеродистая сталь плюс нержавеющая сталь — для про катки в листы общим объемом 100 тонн. Как выяснилось позднее, это была первая в мире опытная партия биметалла, полу ченного сваркой взрывом в промышлен ных условиях. У Дерибаса скоро нашлись единомыш ленники и последователи. В Барнауле ра боты по сварке взрывом начались в Алтай ском научно-исследовательском институте технологии машиностроения и на котельном заводе. Там взялись за ответственный за каз, который им предложил Ленинград ский металлический завод,— облицевать лопасти турбины Братской ГЭС особо прочной сталью, устойчивой против корро зии. Сварка взрывом пришлась ко двору в гидроэнергетике. С ее помощью не только облицовывают лопасти турбин, но и изго тавливают подпятники (опорные под шипники) крупных электрогенераторов вертикального типа. Сейчас уже это обяза тельная технологическая операция. Несколько лет назад заработал промыш ленный участок сварки взрывом на ново сибирском заводё «Сиблитмаш». И удалось, запустить этот участок уже не за 15 лет, как на стрелочном заводе, а за три года. Это не только потому, что мы теперь больше знаем о взрывных технологиях. Главное — выросли кадры, появились лю ди, способные обеспечить продвижение новинки от рождения научной идеи до ее реализации. Первый отряд «сварщиков» составили выпускники Новосибирского университета, которые еще до студенче ства связали свою судьбу со взрывом, вто рой отряд вырос среди заводских инжене ров— энтузиастов нового дела. Ежегодной ним добавляются все новые специалисты — те, которые обучаются по специальности «сварка взрывом» в НГУ или учатся в дру гих вузах, но проходят практику и пишут дипломы в лаборатории взрывных процес сов Института гидродинамики и в СКБ гидроимпульсной техники. Без таких лю дей нечего и говорить о реализации новой научной идеи, особенно, если она роди лась на стыке наук и непонятна даже са мым квалифицированным специалистам от дельно взятой отрасли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2