Сибирские огни, 1981, № 2

160 А К А Д Е М И К М . А . Л А В Р Е Н Т Ь Е В знамена первоклассных ученых из многих исследовательских организаций и из раз­ ных городов. В новое пополнение Акаде­ мии наук органически влились сибирские и дальневосточные ученые, давно трудив­ шиеся над проблемами этого региона, посвятившие много лет жизни изучению и освоению Сибирского края. Огромную помощь в создании Сибир­ ского отделения постоянно, оказывали ЦК партии и правительственные органы. В пер­ вые трудные годы ход строительства не раз рассматривался в Совете Министров СССР и РСФСР, в Бюро ЦК КПСС по РСФСР, принимались меры по усилению помощи Сибирскому отделению. Строи­ тельство объектов Академгородка было включено в титульный список особо важ­ ных строек, нам выделялось дополнитель­ ное оборудование и материалы, на строи­ тельство городка науки было направлено две тысячи выпускников школ и училищ «Трудовых резервов». , Новосибирский научный центр строился буквально в лесу и на полянах, строился «от нуля», поэтому заслуга его создания в короткие сроки принадлежит в равной степени как ученым, так и строителям. Их труд отмечен высокими наградами. В 1967 г., в связи с 10-летием СО АН, зва­ ние Героя Социалистического Труда было присвоено не только ученым: академику Г. К. Борескову, члену-корреспонденту АН СССР Н. А. Чинакалу и мне, но и строите­ лям: начальнику «Сибакадемстроя» Н. М. Иванову и бригадиру Ф. В. Бирюляеву. Помощь в организации научного центра оказывали Новосибирский обком КПСС и облисполком. На первых порах, пока шло строительство, город гостеприимно прию­ тил приехавших ученых. Нам выделили производственные площади и квартиры, помогли добывать оборудование и строй­ материалы. Партийным органам Новоси­ бирска мы во многом обязаны тем, что здесь удалось осуществить теснейшую связь науки и производства. Создавая новый научный центр, надо было с .самого начала поставить дело ши­ роко, с перспективой на будущее. Надо было заранее решить — что есть главные принципы, вокруг каких идей сплачивать коллектив и строить проекты. Десять лет спустя в докладе, посвящен­ ном 10-летию Сибирского отделения, глав­ ные принципы создания Новосибирского академгородка были кратко сформулиро­ ваны следующим образом: Первый принцип — решение больших проблем современной науки. И именно потому, что наибольшее их число решает­ ся на стыках наук, в научном центре долж­ ны быть представлены крупными учеными все главные фундаментальные научные дисциплины — математика, физика, химия, биология, геология, геофизика, экономика. Второй принцип — тесная связь р на­ родным хозяйством, ибо наука очень нуж­ на всем его отраслям, нужна промышлен­ ности так же, как большая и разнообраз­ ная прЬмышленность необходима для решения ведущих научных проблем. Третий принцип — правильное сочетание ученых старшего поколения и молодежи. Основную массу в научном центре должна составлять молодежь — студенты и аспи­ ранты. Здесь должен быть университет, студенты которого слушали бы лекции уче_ ных, делающих науку в академических ин­ ститутах, и обучались бы на новейшем оборудовании этих институтов. Иногда мы формулировали это еще короче: наука, внедрение, кадры — вот три кита, на которых стоит Сибирское от­ деление. Приятно отметить, что нам удалось реа­ лизовать эти принципы. Сначала они ут­ вердились и вошли в жизнь в Новосибир­ ском научном центре, теперь они с каждым годом все более полно осуществляются в других научных центрах отделения — в Ир­ кутске, Якутске, Томске, Красноярске, Улан-Удэ. Хотя и не все шло так гладко, как про­ ектировалось, сегодня можно уверенно сказать, что внедрение новых организаци­ онных идей принесло такие реальные до­ стижения. которые убеждают нас в пра­ вильности выбранного пути. Удалось соз­ дать институты, которые получили результаты мирового масштаба как в об­ ласти теории, так и в области ее приложе­ ний. Все больше научных разработок ста­ новится базой новых технологий, образцов машин, приборов, новых сортов растений, используемых в народном хозяйстве. Высоко оцениваются работы Сибирского отделения Академии наук и за рубежом. В последнее время Академгородок еже­ годно посещают около двух тысяч зару­ бежных гостей: государственных деятелей, ученых, представителей делового мира. Интерес к нашим исследованиям, к орга­ низации науки и образования с каждым годом возрастает и нередко приобретает практический характер. В некоторых стра­ нах решили, что и там пора создавать на­ учные центры на периферии. Во Франции, к примеру, столетиями большая наука дислоцировалась в Париже. Теперь науч­ ные центры созданы и в других городах. В Японии мне рассказывали о научном центре Цукуба, называя его «младшим братом Академгородка», слышал я и об алжирском Академгородке... А в Болгарской' народной республике нас уже кое в чем опередили — там соз­ даны Единые центры науки и образования. Новосибирский академгородок, ставший лицом Сибирского отделения, лицом новой, социалистической Сибири,— это пусть очень основательное, но все же только начало настоящего развития науки на вос­ токе страны. Предстоит еще огромная ра­ бота, чтобы на этой необъятной террито­ рии распространить научные институты и лаборатории, приблизить их к сегодняш­ ним и грядущим центрам индустриального развития. В перспективе институты Сибирского от­ деления способны существенно увеличить свой вклад в развитие- производительных сил восточных районов, в ускорение тех­ нического прогресса, планомерное нара

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2