Сибирские огни, 1981, № 2
160 А К А Д Е М И К М . А . Л А В Р Е Н Т Ь Е В знамена первоклассных ученых из многих исследовательских организаций и из раз ных городов. В новое пополнение Акаде мии наук органически влились сибирские и дальневосточные ученые, давно трудив шиеся над проблемами этого региона, посвятившие много лет жизни изучению и освоению Сибирского края. Огромную помощь в создании Сибир ского отделения постоянно, оказывали ЦК партии и правительственные органы. В пер вые трудные годы ход строительства не раз рассматривался в Совете Министров СССР и РСФСР, в Бюро ЦК КПСС по РСФСР, принимались меры по усилению помощи Сибирскому отделению. Строи тельство объектов Академгородка было включено в титульный список особо важ ных строек, нам выделялось дополнитель ное оборудование и материалы, на строи тельство городка науки было направлено две тысячи выпускников школ и училищ «Трудовых резервов». , Новосибирский научный центр строился буквально в лесу и на полянах, строился «от нуля», поэтому заслуга его создания в короткие сроки принадлежит в равной степени как ученым, так и строителям. Их труд отмечен высокими наградами. В 1967 г., в связи с 10-летием СО АН, зва ние Героя Социалистического Труда было присвоено не только ученым: академику Г. К. Борескову, члену-корреспонденту АН СССР Н. А. Чинакалу и мне, но и строите лям: начальнику «Сибакадемстроя» Н. М. Иванову и бригадиру Ф. В. Бирюляеву. Помощь в организации научного центра оказывали Новосибирский обком КПСС и облисполком. На первых порах, пока шло строительство, город гостеприимно прию тил приехавших ученых. Нам выделили производственные площади и квартиры, помогли добывать оборудование и строй материалы. Партийным органам Новоси бирска мы во многом обязаны тем, что здесь удалось осуществить теснейшую связь науки и производства. Создавая новый научный центр, надо было с .самого начала поставить дело ши роко, с перспективой на будущее. Надо было заранее решить — что есть главные принципы, вокруг каких идей сплачивать коллектив и строить проекты. Десять лет спустя в докладе, посвящен ном 10-летию Сибирского отделения, глав ные принципы создания Новосибирского академгородка были кратко сформулиро ваны следующим образом: Первый принцип — решение больших проблем современной науки. И именно потому, что наибольшее их число решает ся на стыках наук, в научном центре долж ны быть представлены крупными учеными все главные фундаментальные научные дисциплины — математика, физика, химия, биология, геология, геофизика, экономика. Второй принцип — тесная связь р на родным хозяйством, ибо наука очень нуж на всем его отраслям, нужна промышлен ности так же, как большая и разнообраз ная прЬмышленность необходима для решения ведущих научных проблем. Третий принцип — правильное сочетание ученых старшего поколения и молодежи. Основную массу в научном центре должна составлять молодежь — студенты и аспи ранты. Здесь должен быть университет, студенты которого слушали бы лекции уче_ ных, делающих науку в академических ин ститутах, и обучались бы на новейшем оборудовании этих институтов. Иногда мы формулировали это еще короче: наука, внедрение, кадры — вот три кита, на которых стоит Сибирское от деление. Приятно отметить, что нам удалось реа лизовать эти принципы. Сначала они ут вердились и вошли в жизнь в Новосибир ском научном центре, теперь они с каждым годом все более полно осуществляются в других научных центрах отделения — в Ир кутске, Якутске, Томске, Красноярске, Улан-Удэ. Хотя и не все шло так гладко, как про ектировалось, сегодня можно уверенно сказать, что внедрение новых организаци онных идей принесло такие реальные до стижения. которые убеждают нас в пра вильности выбранного пути. Удалось соз дать институты, которые получили результаты мирового масштаба как в об ласти теории, так и в области ее приложе ний. Все больше научных разработок ста новится базой новых технологий, образцов машин, приборов, новых сортов растений, используемых в народном хозяйстве. Высоко оцениваются работы Сибирского отделения Академии наук и за рубежом. В последнее время Академгородок еже годно посещают около двух тысяч зару бежных гостей: государственных деятелей, ученых, представителей делового мира. Интерес к нашим исследованиям, к орга низации науки и образования с каждым годом возрастает и нередко приобретает практический характер. В некоторых стра нах решили, что и там пора создавать на учные центры на периферии. Во Франции, к примеру, столетиями большая наука дислоцировалась в Париже. Теперь науч ные центры созданы и в других городах. В Японии мне рассказывали о научном центре Цукуба, называя его «младшим братом Академгородка», слышал я и об алжирском Академгородке... А в Болгарской' народной республике нас уже кое в чем опередили — там соз даны Единые центры науки и образования. Новосибирский академгородок, ставший лицом Сибирского отделения, лицом новой, социалистической Сибири,— это пусть очень основательное, но все же только начало настоящего развития науки на вос токе страны. Предстоит еще огромная ра бота, чтобы на этой необъятной террито рии распространить научные институты и лаборатории, приблизить их к сегодняш ним и грядущим центрам индустриального развития. В перспективе институты Сибирского от деления способны существенно увеличить свой вклад в развитие- производительных сил восточных районов, в ускорение тех нического прогресса, планомерное нара
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2