Сибирские огни, 1981, № 2
154 Д А В И Д К О Н С Т А Н Т И Н О В С К И И хой закон. Это международное правило; имеется свидетельство новосибирца, побы вавшего на нефтепромысле на Аляске, он оказался очевидцем короткого происше ствия: работник, прилетевший с бутылкой в чемодане, тут же получил расчет... Как обстоит дело с реализацией сухого зако на на нашем континенте? Приведу два от вета на один и тот же вопрос. Вопрос был; что стоит бутылка водки? В одном поселке ответили: — Червонец, в праздник — два. Есть тут кое у кого. В другом вахтовом поселке ответили: — Пятьсот рублей в среднем. Премия в этом месяце плюс тринадцатая зарпла та. Так что экономически невыгодно. При повторном случае — увольнение. Это ре шение профсоюза и администрации. * * * Но вот и вахта закончилась... Тут, надо сказать, наступает несколько напряженный момент. Со стороны проблема кажется не самой существенной. Вахтовики же много ее обсуждают, о ней говорят чуть ли не как о первостепенной; она прямо-таки у всех на устах, Притом с наиболее силь ными эмоциями и, соответственно, креп кими выражениями. В самом деле, вообразите такую ситуа цию. Одни заканчивают двухнедельную вахту, устали, стосковались по дому и рвутся улететь. Другие прибыли им на смену, «ТУ» уже приземлился, скажем, в Нижневартовске. Но для вертолетов пого да— нелетная! И вот первые застревают на буровой, продолжают работать, хотя душой давно на пути к дому; а вторые «за горают» в городе, на «вертолетке». Это может тянуться сутки, и двое суток, и трое... «Вертолетку» заливает дождь либо засыпает-снег, аэропорт, я уже говорил, крохотный, шанс переночевать на своей базе есть далеко не у каждого, все ютят ся, кто где может, убивают время, томят ся, как здесь говорят, «бичуют», хотя би чей тут — отметим — нет, это рабочий люд ждет возможности приступить к ра боте. Народу скапливается и сто человек, и двести. Настроение и самочувствие пос ле бессонной ночи — соответствующее, да еще вымокли, промерзли; тут и там до стают из портфеля бутылку, пристраива ются под навесом, на бревнышке. Прово дя вместе со всеми время на «вертолет ке», я много чего наслушался... Наконец, погода есть! Однако образо вавшаяся пробка не может рассосаться сразу. Ошалевшие от ожидания пассажи ры хотели бы приступом взять и «верто летку», и вертолеты; здесь диспетчеры, женщины решительные и непреклонные, а на поле сами вертолетчики ведут, как могут, оборонительное сражение, пытаясь установить, по своему разумению, поря док... Опускаю сцены посадки, одинаково драматичные и в солнечную погоду, и под ливнем... Разумеется, в конце концов те, кому надо, попадают на буровую и при ступают к работе, а другие добираются до самолета и отправляются домой. Од нако и те, и другие — измотаны, выбиты из колеи, разочарованы.. Улетающий до мой еще имеет время, чтобы отдохнуть. У того, кто должен приниматься за рабо ту, будучи измотан «вертолеткой», поло жение гораздо хуже; уставший, изнервни чавшийся человек — неважнецкий работ ник, а ведь впереди две недели вахты. Что же, все-таки, можно сделать, дабы избежать этого крайне напряженного мо мента в вахтово-экспедиционной жизни? Строитель (разговор на «вертолетке»): — Во-первых, надо, чтоб было где пе реждать нелетную погоду. Это ж ясно! Знают, что бывает нелетная погода, что деться людям некуда,— почему так и не сделают ничего? Бурильщик (разговор в автобусе): — Погода — это понятно. А вот когда вертолеты начали летать — это ж сколько еще ждать надо, пока тебя выкликнут и посадят! Надо вертолетов побольше. У них просто бортов не хватает. Начальник УБР (разговор в управлении): — Необходимо наладить транспортиров ку, Следовало бы закрепить вертолеты за летающими организациями, тогда все пе ревозки делались бы своевременно. Командир вертолета (разговор в возду хе по бортовой связи; вылет из поселка Радужный): — Три дня не было летной погоды, что ж страшного? Это — природа! Порядка на до больше. Конечно, борта загружены! Смотришь, человек только что туда летел, уже летит обратно. Может, ко всем четверым стоит при слушаться? * * * ...И вот пришел и этот день, настал и этот час. Сначала болота да гривки набе гали под вертолет, озерца да ручьи — яр ко-зеленая трава, желтеющие деревья и вода, отражающая небо. Он смотрел в ил люминатор, вертолет на этот раз оказался маленький, и он сидел в удобном коесле у самого иллюминатора и смотрел вниз и по сторонам. Зеленое, желтое и голубое былб повсюду вокруг. Но вот появилось на горизонте нечто иное: полоса, отсвечи вающая на солнце; она быстро приближа лась. Незаметно она сделалась широкой лентой, привольно раскинувшейся на рав нине, вот уже стали видны суда и лодки на реке, а кое-где и дома по берегам; это была Обь. Он продолжал вглядывать ся, и вскоре открылись внизу дороги, склады, кварталы домов, скопление все~о, что образует город, конгломерат металла и бетона, машин и людей, работы и быта. Вертолет торопливо пересек застроенное, заселенное, тесно разграфленное на пря моугольники пространство и начал сни жаться. Выйдя, он сразу увидел «ТУ». Обычные формальности скоро остались позади, и вот он уже поднимался по трапу, а потом и шагал меж кресел, кивая тем, кто во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2