Сибирские огни, 1981, № 2

152 Д А В И Д К О Н С Т А Н Т И Н О В С К И И * * * Бурильщик: — Сыну 10 лет. Это такой возраст, знае­ те. Что-то сделает, его отругаешь — он го­ ворит, что больше не будет. И больше он этого не будет, точно. Но будет что-то другое. И не знаешь, что. А меня подолгу дома нет, вот и сами понимаете... Начальник; производственной базы: — У меня дочка 6 лет и сын, ему 3 го­ да. Тут обычно .задерживаешься, дома за месяц дней 7 или 10. Только они #ко мне привыкнут — я улетаю. Они в рев. Жена говорит: кому нужна такая жизнь? И я расстраиваюсь — жутко. Летишь сюда и только об этом и думаешь. Ну, а приле­ тишь, закрутишься, через два дня в голо­ ве уже — ничего кроме дел... Электрик на буровой: — Дочка маленькая, я ее позвал — не идет. Тут жена не упустила случая, то все молчала, а тут: «Конечно, она тебя по 15 дней не видит!..». Тракторист, 22 года: — Жена как относится? (Пожимает пле­ чами). Деньги! Какой жене деньги не нужны, так? Вот и все... Сколько женат? Да полгода... Инженер, 51 год: — Утром подам заявление. Жена мне в последний раз так сказала на проща­ ние: «Любовник, значит, у меня есть — это ты. Ну, а мужа я себе найду». Начальник управления: — Особо желающих, подчеркиваю — особо желающих летать в Западную Си­ бирь из наших мест мало, и вопрос кад­ ров легко решать не удается. Высокая зарплата и льготы, северные надбавки не компенсируют потерь, которые люди не­ сут так или иначе. В общем, искать работ­ ников нелегко. Трудятся наши люди здесь хорошо. Но многие и уходят... И. о. главного инженера: — Да, вот это правильная идея — при­ везти сюда своих домашних и показать им Сибирь и нашу работу! Я сына сюда привез, девятиклассника. Он хотел в пионерский лагерь, но я говорю: куда тебе, бугаю, в пионерлагерь? И вот он тут у меня стал работать. Плотником 4 разряда. Когда домой вернулись, в июле, он говорит: папа, я с тобой и в ав­ густе полечу! И полетел... Нужны ли какие-то особые коммента­ рии? Похоже, в записных книжках отыска­ лись, как сказал бы специалист (на этот раз — социолог), и постановка проблемы, и основные ее стороны, и составляющие, обычно называемые в научной литерату­ ре, для пущей важности, аспектами. Се­ мья, дети, близкие — кто возьмется ума­ лить их значение для всякого из нас, в жизни всякого человека, во всякую мину­ ту нашей жизни? Были любители взвеши­ вать на неких весах: на одной чаше семья, на другой работа; не правомерно, не справедливо ли, что сегодня любители та­ кие перевелись либо стыдливо молчат? По-сидимому, существование наше стано­ вится человечнее, гармоничнее. Перед на­ ми факт: появился новый род занятий (назовем его — освоение сибирских бо­ гатств — вахтово-экспедиционным мето­ дом), требующий от людей весьма надол­ го покидать свои семьи, вахтовики прово­ дят в них примерно только половину года; и род занятий этот — массовый, охваты­ вает множество людей и охватит еще много больше. Проблема тут не только для каждого вахтовика в отдельности. Каждая неблагополучная семья, каждый «трудный» подросток из-за безотцовщи­ ны, полной или частичной (видимо, бывает и такая),— это сложности для всего об­ щества в целом. Есть несколько сфер, в которых компе­ тентным считает себя любой: архитектура, сельское хозяйство, воспитание детей, ли­ тература, семья... Есть, вместе с тем, и профессиональные специалисты. Как ме­ дики занимаются здоровьем вахтовиков, так социологи занимаются и другими сторонами их благополучия. Исходная позиция здесь та же: прежде всего — че­ ловек, его ценность — первейшая и не­ преходящая. Все, и производительность труда, не будем забывать, находится в, пря­ мой зависимости от того, как живется че­ ловеку, что происходит в его душе. Сло­ вом, и с этих сторон забота о вахтовике — необходимая и важнейшая. Как же лучше организовать режим вахт, как помочь бы­ ту семей вахтовиков? Что сделать, чем по­ собить?. Давайте больше, больше думать о вахтовике и беспокоиться. Давайте ду­ мать о нем, пока он там, на вахте, в мо­ роз и под дождем, днем и ночью вкалы­ вает и для себя, и для вас, и для меня, для всех нас, для всей страны. * * * Давайте думать о нем и тогда, когда он отдыхает. Вот закончилась смена; до кон­ ца вахты еще далеко, но эта-то смена за­ кончилась, и он идет в столовую, чтобы поесть, а потом шагает в свой вагончик или его везут в поселок, в общежитие. Как его покормили? Где-то лучше, где-то хуже, а в общем сытно, хотя еда бывает всякая. Сегодня на обед не тушенка, а ' утка — это отлично; однако если утка была и вчера, и позавчера, и все преды­ дущие десять дней вахты, тогда, сами по­ нимаете, и смотреть-то на нее уже не хо­ чется. Как он помылся после работы? Про помбура точно говорят, что он после сме­ ны такой, будто его взяли и окунули в раствор. Где-то вы и прямо на буровых встретите душ с горячей водой, а где-то и в двухэтажном общежитии посреди не­ маленького поселка не отыщете ничего даже похожего и удовольствуетесь тон­ кой струйкой холодной воды из рукомой­ ника. Как он отдохнет и выспится на своей койке? Где-то ему будет теплее и комфортабельнее (может, в заботливо под­ ремонтированном и незатейливо украшен­ ном вагончике), где-то не слишком уютно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2