Сибирские огни, 1981, № 2
Т А К А Я Р А Б О Т А 149 крыльцом: «СССР. Министерство нефтя ной промышленности. Производственное объединение «Укрнефть». Ивано-Франков- ское управление буровых работ. Север ный Варьеган». Здесь, в Північним, в Се верном Варьегане работают закарпатские буровики. Практически каждый, кого вы встретите на базе и на буровых, прилетел сюда на очередные две недели на вахту самоле том из Ивано-Франковского аэропорта. И даже само солнце... После других мест, в которых я был раньше, мест, где лил дождь и ветер стал уже по-настоящему холодным,— прилетев в Северный Варье ган, я вдруг очутился под чистым небом и ясным солнцем, и ветер сделался теп лым... К сожалению, не удалось мне вы яснить, сами ли закарпатцы доставили вертолетами свое солнце на вахту или оно своим ходом за ними сюда пришло. Закарпатские буровики высадились на сибирскую болотистую равнину в 1978 го ду. Приказом министра Ивано-Франков- ское УБР подключалось к выполнению за дач в Западной Сибири. В декабре уже бурили первую скважину. Планом было предусмотрено бурение только на следу ющий год; начали раньше, чтоб был за дел. «Вот первая наша, не забудешь, как начинали...» — говорят, показывая ее. Еще говорят: «Это сейчас смотришь с вертоле та — ну, тайга, ну, болота, а когда в пер вый раз летели, что мы передумали!» И еще: «Условий местных не знали, осо бенностей не знали...» Сибиряки помогали тогдашним новичкам; успел даже нако питься опыт, и было чем поделиться. Мне рассказывал Иван Петрович Капустин, один из первых закарпатских буровых ма стеров, начавших трудиться в Варьегане: его посвящал в северную специфику из вестный сибирский’ бурильщик В. А. Дени сенко, глава передовой бригады, уже ра ботавшей здесь. А потом они стали сорев новаться. Когда мы с Иваном Петровичем разговаривали, он получил известие, что стал победителем социалистического со ревнования по объединению «Нижневар- товскнефтегаз». Итак, закарпатцы начали работать в Си бири. В 1979-м осваивали технику и техно логию, изучали характер работы в районе, при этом набурили за год плановые и сверхплановые тысячи метров и сдали в эксплуатацию плановые и сверхплановые скважины. Создали нормальные условия для жизни в поселке и на буровых, раз вернули базу производственного обслужи вания— без надежных тылов наступление невозможно. Год 1980-й — размеренное, из месяца в месяц, выполнение и перевы полнение плана по всем показателям плюс повышенные обязательства в честь съезда партии, тоже четко выполняемые в наме ченные сроки. Так пройден начальный и, видимо, самый трудный участок пути дли ною в два года. Мощное притяжение сибирского мате рика (обозначим так комплекс факторов государственного .масштаба) день ото дня ощутимее в расположенном за пять тысяч километров Закарпатье. Северный Варье ган стал местом постоянной работы для большинства закарпатских буровиков. В Си бирь летает уже почти вдвое больше ивано-франковских бригад, чем работает на Украине. Дополнительно созданы новые коллективы, каких прежде не было в УБР,— специально для варьеганского мес торождения: бригады вышкомонтажников, бригады по освоению скважин, строитель ные бригады. Уже около полутора тысяч человек работает здесь вахтово-экспеди ционным методом. Автобусами — по графику — УБР приво зит своих людей в Ивано-Франковский аэропорт. «ТУ-134» доставляет их в Нижне вартовск. Там опорный пункт УБР, перева лочная база, небольшой участок город ской площади, где, кроме складов, построены общежитие, домики, в которых можно, при необходимости, переждать не летную погоду,— пусть не в роскошных условиях, но в минимальном комфорте, а не в тесноте и прочих неудобствах крохот ного аэропорта (новый еще достраивается) и не на продуваемой всеми ветрами «вер- толетке». Есть и столовая (готовят закар патские повара вкусно и сытно), и даже сауна с бассейном (пусть каждый предста вит себе, как это здорово здесь зимой: с мороза, с буровой — в сауну). Я специ ально рассказываю в подробностях, как организованы быт и работа летающих бригад. Это повседневность, это не что иное, как образ жизни, еще совсем новый и в то же время успевший стать обыден ностью для столь многих в стране. Из Нижневартовска а Северный Варьеган — вертолетами. Двести километров на Север. Зимой, с декабря до начала апреля, пока не ожили болота, можно добраться и по суше; но транспортируют по зимнику только грузы, бригады продолжают ле тать, не везти же людей в сильные моро зы по восемь-десять часов (а меньше не выходит). . Прилетают вертолеты в Северный Варь еган, и те, кто работает на базе производ ственного обслуживания, остаются там, в вахтовом поселке. Буровые бригады едут машинами дальше, каждая на свой куст. Режим работы: 14 дней в Сибири, 2 дня (также оплачиваемых) на перелеты-переез ды), две недели — отдых. На буровых сме ны По 8 часов через 8. Другие бригады трудятся 12 часов (светлое время суток) и 12 отдыхают. Не нужно сложных расче тов, чтобы увидеть: за полмесяца полу чится месячная норма рабочих часов. В других местах я встречал и несколько иное распределение времени труда и от дыха, но в принципе сходное. * * * Узнав от экономистов, почему целесо образно и необходимо летать на вахты, не поговорить ли нам с теми, кто летает? Поинтересуемся, почему люди стали и продолжают летать, какая охота их сюда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2