Сибирские огни, 1981, № 2

Т А К А Я Р А Б О Т А 149 крыльцом: «СССР. Министерство нефтя­ ной промышленности. Производственное объединение «Укрнефть». Ивано-Франков- ское управление буровых работ. Север­ ный Варьеган». Здесь, в Північним, в Се­ верном Варьегане работают закарпатские буровики. Практически каждый, кого вы встретите на базе и на буровых, прилетел сюда на очередные две недели на вахту самоле­ том из Ивано-Франковского аэропорта. И даже само солнце... После других мест, в которых я был раньше, мест, где лил дождь и ветер стал уже по-настоящему холодным,— прилетев в Северный Варье­ ган, я вдруг очутился под чистым небом и ясным солнцем, и ветер сделался теп­ лым... К сожалению, не удалось мне вы­ яснить, сами ли закарпатцы доставили вертолетами свое солнце на вахту или оно своим ходом за ними сюда пришло. Закарпатские буровики высадились на сибирскую болотистую равнину в 1978 го­ ду. Приказом министра Ивано-Франков- ское УБР подключалось к выполнению за­ дач в Западной Сибири. В декабре уже бурили первую скважину. Планом было предусмотрено бурение только на следу­ ющий год; начали раньше, чтоб был за­ дел. «Вот первая наша, не забудешь, как начинали...» — говорят, показывая ее. Еще говорят: «Это сейчас смотришь с вертоле­ та — ну, тайга, ну, болота, а когда в пер­ вый раз летели, что мы передумали!» И еще: «Условий местных не знали, осо­ бенностей не знали...» Сибиряки помогали тогдашним новичкам; успел даже нако­ питься опыт, и было чем поделиться. Мне рассказывал Иван Петрович Капустин, один из первых закарпатских буровых ма­ стеров, начавших трудиться в Варьегане: его посвящал в северную специфику из­ вестный сибирский’ бурильщик В. А. Дени­ сенко, глава передовой бригады, уже ра­ ботавшей здесь. А потом они стали сорев­ новаться. Когда мы с Иваном Петровичем разговаривали, он получил известие, что стал победителем социалистического со­ ревнования по объединению «Нижневар- товскнефтегаз». Итак, закарпатцы начали работать в Си­ бири. В 1979-м осваивали технику и техно­ логию, изучали характер работы в районе, при этом набурили за год плановые и сверхплановые тысячи метров и сдали в эксплуатацию плановые и сверхплановые скважины. Создали нормальные условия для жизни в поселке и на буровых, раз­ вернули базу производственного обслужи­ вания— без надежных тылов наступление невозможно. Год 1980-й — размеренное, из месяца в месяц, выполнение и перевы­ полнение плана по всем показателям плюс повышенные обязательства в честь съезда партии, тоже четко выполняемые в наме­ ченные сроки. Так пройден начальный и, видимо, самый трудный участок пути дли­ ною в два года. Мощное притяжение сибирского мате­ рика (обозначим так комплекс факторов государственного .масштаба) день ото дня ощутимее в расположенном за пять тысяч километров Закарпатье. Северный Варье­ ган стал местом постоянной работы для большинства закарпатских буровиков. В Си­ бирь летает уже почти вдвое больше ивано-франковских бригад, чем работает на Украине. Дополнительно созданы новые коллективы, каких прежде не было в УБР,— специально для варьеганского мес­ торождения: бригады вышкомонтажников, бригады по освоению скважин, строитель­ ные бригады. Уже около полутора тысяч человек работает здесь вахтово-экспеди­ ционным методом. Автобусами — по графику — УБР приво­ зит своих людей в Ивано-Франковский аэропорт. «ТУ-134» доставляет их в Нижне­ вартовск. Там опорный пункт УБР, перева­ лочная база, небольшой участок город­ ской площади, где, кроме складов, построены общежитие, домики, в которых можно, при необходимости, переждать не­ летную погоду,— пусть не в роскошных условиях, но в минимальном комфорте, а не в тесноте и прочих неудобствах крохот­ ного аэропорта (новый еще достраивается) и не на продуваемой всеми ветрами «вер- толетке». Есть и столовая (готовят закар­ патские повара вкусно и сытно), и даже сауна с бассейном (пусть каждый предста­ вит себе, как это здорово здесь зимой: с мороза, с буровой — в сауну). Я специ­ ально рассказываю в подробностях, как организованы быт и работа летающих бригад. Это повседневность, это не что иное, как образ жизни, еще совсем новый и в то же время успевший стать обыден­ ностью для столь многих в стране. Из Нижневартовска а Северный Варьеган — вертолетами. Двести километров на Север. Зимой, с декабря до начала апреля, пока не ожили болота, можно добраться и по суше; но транспортируют по зимнику только грузы, бригады продолжают ле­ тать, не везти же людей в сильные моро­ зы по восемь-десять часов (а меньше не выходит). . Прилетают вертолеты в Северный Варь­ еган, и те, кто работает на базе производ­ ственного обслуживания, остаются там, в вахтовом поселке. Буровые бригады едут машинами дальше, каждая на свой куст. Режим работы: 14 дней в Сибири, 2 дня (также оплачиваемых) на перелеты-переез­ ды), две недели — отдых. На буровых сме­ ны По 8 часов через 8. Другие бригады трудятся 12 часов (светлое время суток) и 12 отдыхают. Не нужно сложных расче­ тов, чтобы увидеть: за полмесяца полу­ чится месячная норма рабочих часов. В других местах я встречал и несколько иное распределение времени труда и от­ дыха, но в принципе сходное. * * * Узнав от экономистов, почему целесо­ образно и необходимо летать на вахты, не поговорить ли нам с теми, кто летает? Поинтересуемся, почему люди стали и продолжают летать, какая охота их сюда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2