Сибирские огни, 1981, № 2
148 Д А В И Д К О Н С Т А Н Т И Н О В С К И И Думал он, шагая среди других, об .од ном: летная ли погода для «МИ-6». Не было бы ничего хуже, чем застрять теперь из-за непогоды или отсутствия вертолета. Услыхав над головой привычный стрекот, он повеселел и, как и все, зашагал быст рее. Небо над ним, северное, низкое, меж тем на глазах опускалось еще и еще ни же, то изготавливался дойти дождь, кото рый здесь, он знал, не мелочится. И если уж начнется, так идет неделю или две; а то и снег, в августе пора уж быть и снегу. Вертолетная площадка, лесенка, выбро шенная бортрадистом, вращающиеся ло пасти над головой; он входит в металл і- ческое чрево вертолета, отыскивает себе место на скамейке между своими товари щами. Захлопывается дверца, машина от рывается от земли. Кто-то дремлет, кто-то читает. Он смотрит, подняв голову, в ил люминатор. Вода под вертолетом, вода и вода вокруг, до горизонта, перемежается зелеными полосками и островками; боло та, озерца и ручьи; на гривках, повыше, тонкие деревья, на вершинах они трону ты желтизной. Факел возникает впереди, сначала ма ленький, блеклый, потом — ближе — яр кий, широко раздуваемый ветром; похо же, пилот ориентируется на него; вот фа кел уже рядом, багровый, пузырящийся, рвущийся на части, оторвавшиеся огнен ные шары догорают на лету... Посадка. Опускается хвост «МИ». Все встают. Вста ет и он. Выходит на бетонные плиты. Снег витает в воздухе, не спешит ложиться, кружит, будто показывая себя как обо значение, вместе с факелом места дейст вия. Итак, он прибыл. Как всегда, ему пред стоит провести здесь две недели. Он при ехал на работу. Обыкновенно. Кто-то едет на работу троллейбусом, кому-то до ра боты так недалеко, что можно прогулять ся пешком. Ему — несколько тысяч кило метров. Он, пожалуй, уже привыкает. Впрочем, мы еще поговорим с ним об этом. За две недели, которые он прове дет здесь, он выработает месячную нор му— в часах, в пробуренных метрах, во всем, что требуется от него как работни ка. Потом вернется на две недели домой, это его выходные. Потом снова будет автобус, «ТУ-134», вертолет... Место действия — север Западной Си бири. Время действия— наши дни. * * * Поговорим с учеными-экономистами. Спросим у них, почему на работу в Тю менскую область люди стали летать из Баку, Минска, Саратова, Омска, Ивано- Франковска, Ставрополя... А жители самой Тюмени, летающие на две недели рабо тать на Север, жители Нижневартовска и других «нефтяных» городов, работающие так же, а нефтяники Томской области? Спросить экономистов об этом нетрудно, вопрос обсуждается на конференциях, в специальной литературе, в популярном журнале «ЭКО». Экономист напомнит нам; нефтегазовый комплекс Западной Сибири раскинулся на необъятных пространствах, а пространства эти не что иное, как боло та, тундра и тайга. Мало сказать — суро вые природные условия. Это нередко ус ловия, попросту мало подходящие для того, чтобы здесь акклиматизироваться. Плюс места, в которых вообще нельзя человеку жить подолгу,— районы, непри годные для постоянного проживания. Строить здесь города и поселки для все го огромного количества работников, ко торого потребует сибирский Север? Посел ки в этом краю, обойдутся очень дорого, они будут поистине «золотыми». Меж тем, при огромных затратах едва ли уда стся обеспечить в «их современные стан дарты жизни. И уж в любом случае не оградить людей полностью от тяжелого климата; так или иначе люди будут стра дать от него. Словом, традиционные ме тоды освоения здесь не подходят. Надо действовать иначе, скажет экономист. Пусть люди живут на освоенной террито рии, где приемлемый (или прекрасный) климат, где нормальные условия, благо устроенные города и поселки; а к мес там, где необходим их труд,— летают. На вахты. Это, скажет экономист, прогрессив ный для подобных обстоятельств метод. Так работают уже десятки, а пожалуй, и сотни тысяч человек. В будущем, по под счетам, на нефтегазовом комплексе Тю менской области так будет работать каж дый третий. Начав считать, экономист предъявит нам новые и новые цифры в ответ на наш вопрос. Цифры — его профессио нальный язык и его аргументы, считать — его обязанность, поскольку его долг — заботиться о том, чтобы наше производ ство было результативным. Имеем ли мы право преодолевать трудности «любой ценой», с затратами почти такими же, как получаемый эффект? — опросит эконо мист и ответит; — НетІ Так вот, освоение вахтовым методом нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири позво лит сберечь сотни миллионов, миллиарды рублей. И это с учетом немалых расходов на перевозку людей, на строительство аэродромов. А текучесть кадров? Карская нефтегазоразведочная экспедиция работа ет в районе мыса Харасавэй, оттуда до Северного полюса не дальше, чем до Тюмени. Экспедиция пользуется вахто вым методом. Текучесть кадров в ней в 10 раз меньше, чем в целом по «Главтю- меньгеологии». * * * Посреди Тюменской области, на широ те посевернее Ханты-Мансийска, на боль шом деревянном доме с высоким крыль цом висит красный транспарант: «XXVI з'ізду КПРС — наша ударна праця!» Все разъясняется, когда читаешь здесь же, над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2